[газета Кировец ]
Главная » 2013 » Апрель » 18 » БЕССМЕРТНА ПАМЯТЬ
12.09.26
БЕССМЕРТНА ПАМЯТЬ
 Утром 30 декабря 1941 года жители с. Изюмовка с нескрываемой радостью наблюдали, как в сторону города Старый Крым бежали немецкие вояки.
Наглядно подтверждались слухи о высадке в конце декабря советского десанта на Керченский полуостров и в районе Феодосии.
К вечеру в село вошли красноармейцы. С ликованием встретило их население. Женщины делились с бойцами скудными запасами пищи, желая как-то помочь, выразить чувства благодарности.
Вскоре вспыхнул ожесточенный бой…. Немного времени пробыли десантники в Изюмовке. Под давлением превосходящих сил они были вынуждены отойти в сторону нынешнего села Отважное. Но их героические действия подняли дух у населения, вселили в людей еще большую уверенность в неизбежной победе над лютым врагом.
Старожилы Изюмовки и сейчас хорошо помнят, как мужественно сражались бойцы Красной Армии. Помнят и подвиг горстки солдат, которые расположились во дворе А.Д. Гнездилова по улице Речной, в сарайчике с соломой. Они оказались окруженными со всех сторон гитлеровцами, но и не помышляли сложить оружие. Поддерживая товарищей, с чердака дома до последнего патрона разил фашистов безымянный пулеметчик.
Взбешенные стойкостью обороняющихся, фашисты подогнали к сараю транспортер, и вскоре запылала облитая керосином соломенная крыша. Безвестные герои тогда не сдались. Они предпочли сгореть живыми, чем выйти на поклон врагу…
Не страшась смерти, и население Изюмовки помогало, чем могло, красноармейцам. Так, в критическую для одной из окруженных групп десантников минуту к ним пробрался пастух М.И Костенко. Он вызвался вывести из села в лес. К сожалению, эта попытка не удалась. Вся группа с Моисеем Ивановичем Костенко погибла. Потом этого простого скромного человека захоронили вместе с красноармейцами, отдав и мирному жителю воинские почести.
М.В. Целуйко с Надеждой Ермаковой, когда затихла стрельба, услышали стоны в своем сарае. Бросились туда. Чем могли, помогли раненному красноармейцу. Хотели затем занести бойца в дом. Но тут вновь возобновилась ожесточенная перестрелка. «Уходите, уходите,- приказал десантник,- а то из-за меня и вас уничтожат».
«Мы повиновались,- рассказывала потом М.В. Целуйко.- После боя вновь поспешили к сараю, но там раненого уже не оказалось. То ли сам уполз, то ли товарищи подобрали. А может, и немцы убили… Мы даже фамилии его не знали».
После отхода десанта забежал во двор к Д.Г. Пастуховой отставший красноармеец.
- Оставайся пока с нами, – сказала ему женщина. – Иначе погибнешь, немцы схватят.
- Нет, ответил боец. – Я военный, должен пробраться к своим.
Не успел, однако, он отойти от двора, как был схвачен гитлеровцами.
М.В. Целуйко вспоминает: «Ведут его, кричат что-то. Мы замерли. Как спасти человека, чем ему помочь? И в это мгновенье Дарья Григорьевна Пастухова, не задумываясь над последствиями своего шага, бросилась к красноармейцу, закричала:
«Сынок мой, мой сынок». Но немцы ее грубо оттолкнули, отвели бойца чуть от двора и расстреляли. Только чудо спасло саму Д.Г. Пастухову, которая уже ожидала и для себя такой участи».
Тяжелые потери понесли десантники, но и враг оставил здесь сотни трупов.
Между тем появились гестаповцы, началась расправа с жителями села. И.М. Фенькова рассказывала: «Врывались в дома с собаками. Злые, как звери! Бросились и к участнику гражданской войны, стахановцу колхоза, бойцу истребительного отряда Ф.Ф. Калинину. Это он один из первых выбежал навстречу десантникам с возгласами радости «Наши идут! Наши!», и затем все время находился с красноармейцами, помогал им.
Так вот, вывели Ф.Ф. Калинина во двор и тут же на глазах семьи с криками «Партизан» – расстреляли».
Тогда же была схвачена и увезена в гестапо активная комсомолка 30-х годов, бывший секретарь комсомольской организации, передовой бригадир колхоза, член партии Александра Павловна Пучкова. Не дождалась ее возвращения мать Акулина Федоровна с внучкой Наташей, которой тогда исполнилось год и три месяца. Александра была расстреляна. Как многие другие.
Во всей красе увидели наши односельчане звериный облик фашизма. Не щадили гитлеровцы ни мирных жителей, ни раненых красноармейцев. В упор расстреливали беззащитных людей.
С тех пор прошло много лет. Ушли из жизни многие участники и свидетели событий тех тревожных лет, но память о героизме десантников, мужестве жителей села, не покорившихся захватчикам, будет жить всегда.
Мы будем помнить непосредственных участников этого Керченско-Феодосийского десанта. Среди них Григорий Андреевич Дерябкин, бывший парторг колхоза «2-я пятилетка», инвалид Великой Отечественной войны.
«Рвались мы на родную крымскую землю, – рассказывал Григорий Андреевич.
- Страстно желали освободить земляков из фашистского ада. Когда пришлось все-таки отступить, поклялись обязательно вернуться. Что и сделали в 1944 году.
Вернулся с войны с осколками в теле от мины другой участник десанта, инвалид Великой Отечественной войны Иван Иванович Неумывако. Он дошел тогда до села Первомайское. Был тяжело ранен.
Будем мы помнить и всех жителей Изюмовки, которые в действующей армии, в партизанских лесах приближали День Победы. Это их кровью завоевана наша нынешняя счастливая жизнь.

А.Гнездилов, 
полковник в отставке, бывший житель
села Изюмовка, 25 декабря 1986 г.

По материалам «КНИГИ ПАМЯТИ» В.Ф. Ширшова.



Категория: Официально | Просмотров: 687 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0