[газета Кировец ]
Главная » 2013 » Июль » 1 » Дети и война – понятия, казалось бы, несовместимые
09.55.36
Дети и война – понятия, казалось бы, несовместимые
Собирая материал к книге, которая готовится к печати по инициативе председателя Старокрымского совета ветеранов Н.П. Баталова под пока еще условным названием «Великая Отечественная война и старокрымчане» я познакомилась с уважаемой жительницей Старого Крыма Кленовой Евгенией Игнатьевной. Евгения Игнатьевна не отказалась поведать будущим читателям книги о своей судьбе.

Дети и война – понятия, казалось бы, несовместимые. Жене было 11 лет, когда умерла ее мать, трое детей остались жить с отцом. Потом появилась мачеха.
В канун начала войны Жене исполнилось 16 лет, она была комсомолкой. Вместе со своими сверстниками в первые дни войны рыли окопы под Агармышом, а затем ее отправили в Цюрихталь (Золотое Поле). Жители села в основном были немцы, в августе 1941 года они были депортированы, и Женя вместе с другими девушками доила коров, убирала фрукты. 29 октября в село вошли фашисты, и она еще год работала на них (выращивали табак). Затем, вернувшись в родной город Старый Крым, по приказу немецкого коменданта вместе с другими молодыми людьми били камень на улице Стамова и грузили его в машины.
Стоял ноябрь 1942 года. Однажды ночью пришел полицай и велел одеваться, Женю забрали из дома. Молодых старокрымчан собрали на рассвете на площади, где стоит сейчас обелиск, посадили на машины и повезли в Феодосию. Долгий путь по железной дороге закончился в немецком городе Франкфурт-на-Майне. Там их поместили в лагерь. Каждый день их выстраивали, приходили немцы и выбирали тех, кто им нравился, на различные работы. Женю тоже выбирали, но она отказывалась, считала работу на немцев предательством. На 3-й день девушку повели чистить туалеты. Когда и тут она отказалась, ее сильно избили, а на другой день отправили в тюрьму в г. Майнц, где она четверо суток просидела в камере, оттуда ее увезли в Берлинскую тюрьму, а через неделю выстроили заключенных в колонну по 5 человек. Через 5 рядов шла охранница – авзиерка с овчаркой. 2 часа шли пешком и оказались в лагере смерти Равенсбрюк. Лагерь был огорожен двухметровой стеной, кругом вышки с охранниками, проволока, по которой шел ток. Ее, как и остальных пленниц, повели в баню, остригли, выдали полосатое платье с нашитым красным треугольником, на нем стояла буква R – русская, и на белой ткани номер 14848, также выдали туфли на деревянной подошве с брезентовым верхом. Женя долго болела после избиения, а потом ей повезло: через 1,5 месяца повезли в польский город Люблин, где работала на переборке картофеля. Через некоторое время был опять Равенсбрюк, откуда она попала на авиазавод города Нойбрандэрбург. Несколько месяцев Женя заряжала аккумуляторы, пока на завод не попала бомба. Тех, кто остался жив, опять вернули в лагерь смерти Равенсбрюк, в их числе была и Женя. В лагере был такой порядок: все должны работать. Заставляли, например, укладывать дорогу песком, камнями, укатывать это катком, а потом все разбрасывать и начинать сначала, или гоняли на строительство завода «Симменс» или на разгрузку барж.
И вот наступил день 28 апреля 1945 года. В этот день пленников погнали маршем смертников к Балтийскому морю, чтобы всех их утопить. Кто не мог идти, того пристреливали. Шли они двое суток, а на третьи войска Советской Армии их освободили. После долгих скитаний по тюрьмам и лагерям был проверочно-фильтрационный лагерь, выдача документов, и только в марте 1946 года Женя прибыла в родной Старый Крым. Она пережила ежедневные допросы в НКВД. И только через 8 месяцев сумела завербоваться в Томск и устроиться на лесоповал. Только там ей было место, работать за копейки и жить в бараке. В 1953 году умер Сталин, и начались послабления, она смогла перейти на Томскую карандашную фабрику, где распиливала плахи на брусья. Там она вышла замуж, родила 5-х детей. Переехав в родной Старый Крым, работала в совхозе «Старокрымский» на винограднике. Когда ей исполнилось 79 лет, случилось вроде чуда: ее разыскали жители Германии Ингрид Рабэ, Эдда Тун, Хорст, Эрика Шульц. По инициативе этих немцев, жители Крыма, бывшие узницы Равенсбрюка, один раз в год едут в Германию, чтобы отметить очередную годовщину освобождения узниц лагеря смерти. Эти пожилые немцы-волонтеры по велению сердца собирают по 1 евро с жителей, чтобы оплатить поездку бывших узниц. Жители Германии, желая искупить вину своих предков, подарили микроавтобус на нужды бывших узниц, купили двухэтажный дом в Симферополе, построили дом престарелых в Алуште для этих пожилых жительниц Крыма, бывших узниц.
В апреле этого года в очередной раз Евгения Игнатьевна побывала в Германии. План пребывания на немецкой земле был плотный. За 8 дней побывали в 7 городах, среди них Гамбург, Берлин, Потсдам. Здесь и встречи с бургомистрами, и с учащимися гимназии, где дети пекут пирожные, готовят концерт, поют песни на русском языке, а также проводится митинг у памятника погибшим советским воинам, и экскурсионные поездки, например, в знаменитый дворец Сануси в Потсдаме. В один из дней бывшие крымские узницы посетили заседание немецкого парламента. Поездки в Германию всегда производят на Евгению Игнатьевну неизгладимое впечатление: она видит, как там берегут историю. Например, как сохраняется лагерь смерти, осталась комендатура, стена, каток. Она всегда удивляется чистоте немецких городов, их ровным, как зеркало, дорогам, тому, что там, такое ощущение, все просто, все идут пешком, ощущение равенства людей, а у нас же к богатым ведь не подступись.
Тяжелую жизнь прожила эта маленькая хрупкая женщина, прошла и концлагерь, и тяжелые физические работы. У Евгении Игнатьевны есть главное, что ее радует - это 5 детей, 8 внуков и 11 правнуков. И все ее любят, звонят, приезжают и трепетно заботятся о ней.
Евгения Игнатьевна известный в городе человек, пользуется уважением. 20 июня 2013 года ей исполнилось 88 лет. Я поздравляю ее с такой славной датой и желаю крепкого здоровья.

Г. Угро, г. Старый Крым.




Категория: Твои люди, район | Просмотров: 1284 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0