[газета Кировец ]
Главная » 2011 » Май » 5 » ДРЕВНИЙ ПРАЗДНИК
09.58.35
ДРЕВНИЙ ПРАЗДНИК
Есть среди национальных праздников - праздник плодородия, иначе именуемый как Къыдырлез. Это национальный праздник крымских татар, который отмечается еще со времен язычества.
Празднование Къыдырлеза означало, что пришло время для отгона скота на яйлу и необходимо нанимать работников для полевых работ. Это было самое главное событие в годовом хозяйственном цикле пастушеских племен Таврики! В крымской природе он совпадает с опаданием цветков и появлением завязи на деревьях. Крымскотатарские молодцы как никогда имели возможность показать свою силу, мужество и грацию. В этот день устраивались спортивные состязания, национальная борьба куреш и бросание камней, танцы. А молодые пастухи, демонстрируя свое проворство, могли получить работу на лето, причем на весьма хороших условиях. Младшие их братья тоже состязались, чтобы получить работу подручных или, во всяком случае, продемонстрировать свои возможности и амбиции на будущее.
Само слово «къыдырлез» состоит из имен двух святых. Къыдыр, одетый в зеленые одежды, обходящий земной шар справа налево, встречается с Ильясом, защищающим человека на воде (именно поэтому у южнобережных крымских татар существовал обычай именно в этот день выносить лодки к морю).
В празднике Къыдырлез отражается сложная этническая история крымских татар. В его обрядах и обычаях прослеживаются истоки верования, социальной жизни и хозяйственной деятельности народа. Праздник отмечается в пятницу первой недели месяца къуралай (май).
Заблаговременно хозяйки затевали большую уборку по всему дому и во дворе: считалось грязный дом, Къыдырлез не посещает. В день праздника утром, после молитвы, хозяйка доила коров, овец, коз и часть молока разбрызгивала перед входом в хлев. В домах в кувшины с водой ставили травы и цветы.
Первый день праздника носит домашний семейный характер. Хранительницы очага готовят особые блюда - кобете, сары-бурма. Кстати, о выпечке, старые женщины из остатков муки прошлогоднего урожая выпекали круглые хлебцы, которые носили название къалакай. «В день праздника къалакай» скатывали с горки, и если согласно поверью къалакъай падал верхней стороной (верхом к солнцу) - быть году урожайным, нижней частью - к неурожаю.
Обязательно обсыпали друг друга зеленью, чтобы будущий урожай был богат. Ходили, друг к другу в гости всей семьей и обязательно посещали могилы предков.
В селе около мечети молодежь готовится разжечь костер. После вечернего намаза (молитвы) самый уважаемый житель села разжигает костер и первым прыгает через него, а за ним остальные мужчины, затем юноши и мальчики. После уменьшения пламени, через костер начинают прыгать женщины, после них девушки, девочки.
Второй день проводится на Азизах (святых местах), на зеленых полянах у родников, чтобы очистить их и очиститься самим. У родника выполнялся обряд - сначала «открывали глаза» роднику, т.е. расчищали его, потом читали над ним молитву, омывали лицо, и только затем можно было из него пить. Особое место в Къыдырлезе отводится носительнице животворящей силы природы - женщине. Именно в дни праздника женщины имели право, свободно общаться, веселиться и танцевать со всеми соседями, в том числе с парнями и мужчинами. И это был замечательный способ знакомства...
На полянах заранее устанавливали качели, которые молодые девицы украшали цветами. В этот день девушки раскачивались на качелях, а женщины скатывались с пригорка, делясь с землей своей женской силой и получая от природы дар материнства.
В завершении всеобщего веселья и стар, и млад становились в общий круг для исполнения общего танца хоран.
Давным-давно все было именно так...

Эмин ПАШАЛА.

Категория: Наши праздники | Просмотров: 873 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0