[газета Кировец ]
Главная » 2012 » Октябрь » 24 » ЮЛИЯ ЛЁВОЧКИНА: «У НАС ЕСТЬ ОГРОМНОЕ БОГАТСТВО – ТРАДИЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ»
15.31.21
ЮЛИЯ ЛЁВОЧКИНА: «У НАС ЕСТЬ ОГРОМНОЕ БОГАТСТВО – ТРАДИЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ»

По инициативе народного депутата Украины Юлии Лёвочкиной 19 октября состоялся международный «круглый стол»: «Проблемы исследования и восстановления исторического наследия тюркско-мусульманской культуры XIII –XV веков в Крыму. Памятник «Мечеть хана Узбека и медресе в г.Старый Крым».

ПАМЯТНИК БОЛЬШОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ

«Круглый стол» был очень представительным, в нем приняли участие директор Департамента культурного наследия и культурных ценностей Министерства культуры Украины Андрей Винграновский, председатель Республиканского комитета АРК по охране культурного наследия Лариса Опанасюк, ведущий научный сотрудник Эрмитажа, руководитель Старокрымской археологической экспедиции доктор исторических наук Марк Крамаровский, ведущие специалисты-реставраторы, востоковеды, исследователи памятников тюрко-мусульманской культуры из Украины, России, Азербайджана.
– Государство Украина понимает и правильно оценивает историческую и научную ценность комплекса «Мечеть хана Узбека и медресе в Старом Крыму», – отметила в своем выступлении народный депутат Юлия Лёвочкина. – Во-вторых, – продолжила она, – я бы хотела четко обозначить, что наша страна очень серьезно относится к вопросам воспитания и укрепления межнационального согласия. У нас есть огромное богатство – это традиция межнационального и межконфессионального согласия. И это то, что мы должны развивать и передавать нашим детям, то, что лежит в основе нашего государства.
«Практический же аспект проходящего форума, - добавила парламентарий, - лежит в плоскости экономической – восстановленные памятники истории и культуры привлекают туристов, в данном конкретном случае задача состоит в том, чтобы наметить пути возрождения комплекса в максимально аутентичном виде».
Комплекс мечети хана Узбека и медресе в Старом Крыму опекает мусульманская община «Ватан». Ее председатель Расим Садрединов провел такую историческую параллель. Основательницей медресе в далеком XIV веке была Инджибек-Хатун, о чем свидетельствуют записи турецкого путешественника Эвлия Челеби. Тяжелое колесо истории прошлось по этой земле, особо разрушительным был XX век – депортация крымских татар, пренебрежение памятниками мусульманской культуры. И вот в XXI веке, спустя почти 700 лет после возведения медресе, за дело его возрождения взялась тоже женщина – народный депутат Украины Юлия Лёвочкина, что является очень символично. Причем она сразу же выдвинула этот вопрос на международный уровень. А это дает надежды, прибавляет силы.

«КТО ОСТАВЛЯЕТ ЗНАНИЯ – НЕ УМИРАЕТ»

Основным докладчиком на «круглом столе» был Марк Крамаровский, доктор исторических наук, возглавивший в конце 70-х годов прошлого века Старокрымскую археологическую экспедицию Государственного Эрмитажа.
Ученый рассказал об истории изучения комплекса мечети хана Узбека и медресе в Старом Крыму. С 1924-го по 1928 год здесь проводила работы археологическая экспедиция московского профессора И.Н.Бороздина. В 1936-м экспедиция практически вся была уничтожена, выжило несколько человек, но они были лишены возможности заниматься своей научной деятельностью.
Через 50 лет работу на городище начал Государственный Эрмитаж, который всегда принимал участие в изучении Солхата. Отдел Востока Эрмитажа и ныне продолжает эту работу, которая объединяет культурные интересы двух стран – России и Украины.
Солхат, небольшой по меркам Золотой Орды город, формировался на протяжении двух веков. В 40–80 годы XIII века на базе христианского и иудаистского поселков здесь выросло селение, ставшее административным центром крымского улуса Золотой Орды. В 1265 году здесь селится большая группа малоазийских тюрков, которые пришли с экссултаном Изз ад-дином Кейкавусом, освобожденным из византийского плена. В конце XIII – первой половине XIV века селение перерастает в город. Пришедший к власти в Золотой Орде хан Узбек, ставший приверженцем ислама, распорядился построить в Солхате красивую мечеть и духовное училище – медресе. Имя хана Узбека и год возведения мечети – 1314-й – сообщает надпись на портале. Турецкий путешественник Эвлия Челеби засвидетельствовал строительную надпись, согласно которой медресе было учреждено Инджибек-Хатун в 1332–1333 годах. В 1925 году было найдено мраморное надгробие основательницы медресе, датированное 1371 годом. Медресе было рассчитано на 14 учащихся, с ними работали два преподавателя. Всего было 26 учебных, жилых и вспомогательных помещений. Воспитанники медресе изучали Коран, арабский язык, астрономию, философию, риторику, логику, законоведение. Получив образование, они распространяли ислам в Крыму и далеко за его пределами, были уважаемыми людьми в Стамбуле, Мекке и Медине.
«В Солхате, - отметил на «круглом столе» Марк Крамаровский, - на ограниченном пространстве сосуществовали несколько религиозных общин – христианская, иудаистская и самая поздняя – исламская. Каждая из общин не была единая ни по этническому составу, ни по религиозным толкам. Так среди представителей византийско-христианского толка, кроме аланов, греков, славян, было немало турок-кипчаков. В конце XIV века самую многочисленную группу составляли армяне-григориане. В рамках христианской общины существовали приходы нестериан, пришедших из стран Ближнего Востока, и католиков-латинян. Исламская община состояла преимущественно из турок-кипчаков, но включала и представителей высокопоставленных монгольских семей. В нее входили также выходцы из Средней Азии и турки-сельджуки, пришедшие из исламской Анатолии».
Изучение городища принесло находки, представляющие огромный научный интерес. «Кто скромен с людьми, того Аллах возвысит. Кто оставляет после себя знания – не умирает» – эта надпись на арабском языке на одном из надгробий засвидетельствовала образованность усопшего солхатца. Но для современников самое неожиданное открылось на торцах надгробия. На одном – изображение лампы, а лампа в 24-й суре Корана – это символ Аллаха, символ света и Бога. На противоположном торце – изображение креста. «Ничего подобного в мировой практике изучения ислама нет, – отметил Марк Крамаровский и подытожил: – Это показывает, что противоречий между этими основными догматами двух религиозных концепций, во всяком случае в XIV веке, в Солхате не существовало».

ВОПРОС ФИНАНСИРОВАНИЯ СТОИТ ОСТРО

«Культурное наследие Крыма удивляет своим диапазоном. На сегодняшний день, - отметила председатель Республиканского комитета АРК по охране культурного наследия Лариса Опанасюк, - на учете состоит около 9 тысяч объектов культурного наследия. Из них более 5 тысяч – памятники археологии, около 3 тысяч – памятники истории, до 200 – памятники монументального искусства, 700 – памятники архитектуры. На учете 24 памятника тюркско-мусульманской культуры, из них 8 – национального значения. Расположены эти объекты в Алуште, Бахчисарае, Евпатории, Керчи, Симферополе и Симферопольском районе, Старом Крыму, Судаке и Феодосии».
Нельзя сказать, что государство не уделяет внимания сохранению этих памятников. Только за последние годы были выделены средства, позволившие провести большие реставрационные работы в Евпатории. Тем не менее вопрос финансирования стоит остро. Особо незащищенными являются памятники архитектуры, которые с учетом времени, влияния природных условий, неразумной эксплуатации, ненадлежащего внимания к ним и, в конечном итоге, нехватки денег приходят в аварийное состояние, а некоторые попросту разрушаются.
Председатель рескома сообщила, что в 2010 году был заключен охранный договор на комплекс мечети хана Узбека и медресе с Министерством архитектуры и строительной политики. Оно взяло на себя определенные обязательства, однако на сегодняшний день в функции этого министерства не входит охрана культурного наследия, поэтому и нет соответствующей заинтересованности в сохранении и правильной эксплуатации объекта.
Выход? По словам Ларисы Опанасюк, старокрымский комплекс следует передать на баланс Рескома по охране культурного наследия. Ведомство уже направило в Министерство культуры свои предложения по мечети и медресе.
О необходимости комплексного исследования мечети хана Узбека и медресе акцентировал внимание участников «круглого стола» директор Крымской комплексной архитектурно-реставрационной мастерской «Укрпроектреставрация» Шукри Халилов. Он же и привел цифры: по ценам 2007 года стоимость реставрационных работ на старокрымском комплексе составляла 5 млн. 200 тыс. гривен. Но прошло пять лет, цены изменились…

ПРОЕКТ СТАНОВИТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ

Участники «круглого стола» заслушали интересные сообщения генерального директора Бахчисарайского историко-культурного заповедника Валерия Науменко, профессора Института истории Казанского федерального университета Альберта Бурханова, имама мечети хана Узбека Сервера Водопьянова, первого заместителя председателя Рескома АРК по делам межнациональных отношений Надира Номанова. Опытом своей работы поделились завсектором реставрации, проектирования и экспертизы Отдела культурного наследия Министерства культуры и туризма Азербайджана Шукюрова Асная Ага Бала кызы и главный архитектор проекта Научно-исследовательского проектного института «Азербарпа» Маммедов Адалат Ейваз оглу.
Участники «круглого стола» приняли резолюцию. В документе, в частности, говорится:
1. Считать целесообразным музеефицирование памятника «Мечеть хана Узбека и медресе в г.Старый Крым», для чего признать необходимым:
- провести археолого-архитектурное доисследование комплекса (в рамках полевого сезона 2013г.);
- с учетом полученных данных разработать и согласовать проект реставрационных работ на объекте с подготовкой рабочей документации (3-й квартал 2014г.);
- выполнить реставрационные работы на объекте и благоустройство прилегающих территорий (2014–2015гг.).
2. Для обеспечения надлежащего уровня работ обратиться к научным, исследовательским, реставрационным учреждениям и организациям Азербайджана, Казахстана, России и Турции с предложением о сотрудничестве в реализации проекта.
3. Для реализации проекта признать необходимым создание рабочего комитета из числа профильных экспертов под патронатом народного депутата Украины Ю.В.Лёвочкиной.

Сергей Максимов.

Категория: Партийная жизнь | Просмотров: 902 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0