[газета Кировец ]
Главная » 2013 » Январь » 17 » КРОВАВАЯ КЕРЧЕНСКО-ФЕОДОСИЙСКАЯ ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ
18.03.41
КРОВАВАЯ КЕРЧЕНСКО-ФЕОДОСИЙСКАЯ ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ
Врезка: Совинформбюро выпустило специальное сообщение: «Наши войска заняли Керчь и Феодосию. 29 и 30 декабря группа войск Кавказского фронта во взаимодействии с военно-морскими силами Черноморского флота высадили десант на Керченском полуострове и после упорных боёв заняли Керчь и Феодосию. При взятии Керчи и Феодосии особенно отличились войска генерала Первушина, генерала Львова и группа военно-морских сил во главе с капитаном первого ранга тов. Басистым. Противник на обоих участках отходит, преследуемый нашими частями. Захвачены трофеи, которые подсчитываются. Совинформбюро.»

Керченско-Феодосийская десантная операция — крупная десантная операция советских войск в начальный период Великой Отечественной войны (конец 1941-1942 гг.). Несмотря на ряд недочетов, допущенных в Керченско-Феодосийской десантной операции, Советская Армия приобрела опыт в организации и проведении таких операций, который был использован в последующих десантных операциях Великой Отечественной войны.
О Керченско-Феодосийском десанте написано много. История самой крупной десантной операции Великой Отечественной войны более 70 лет привлекает внимание исследователей. Написаны десятки научных работ, значительное количество мемуарной литературы, в которых в основном речь идет о действиях 51-ой армии, а о действиях 44-ой армии – очень мало. Я хочу обратить ваше внимание на книгу доктора филологических наук, профессора, уроженки села Розальевка Кировского района, Валентины Георгиевны Науменко «Просто фронт» (2005 год). Книга основана на воспоминаниях очевидцев, фактических материалах, собранных в ходе изучения документов в государственных и частных архивах, в том числе о событиях малоизвестных современникам.
В 2011 году презентована очередная книга о Феодосийском десанте «Один год и 25 веков», авторы которой научно-исследовательская лаборатория «Крым во второй мировой войне 1939-1945 гг.», научное подразделение Таврического центра военной истории. Книга содержит сведения из архивных документов Украины, России, Германии.
Старшее поколение скажет: «Да, был десант, направленный в помощь сражавшимся в Севастополе нашим войскам, было молниеносное взятие Феодосии, и просуществовал десант всего 3 дня, была гибель десанта». Молодое поколение наверняка не знает и этого.
А ведь самые кровопролитные, ожесточенные бои велись здесь, на территории Кировского района. Без преувеличения можно сказать, что здешняя земля обильно полита кровью советских солдат и матросов. Во многих наших селах, в степи стоят памятники на братских могилах воинов десанта. Но останки многих тысяч наших воинов до сих пор лежат в нашей земле безымянными, наспех похороненные женщинами и детьми в воронках, окопах без соблюдения обрядов.
К середине ноября 1941 года Крым был оккупирован немецкими войсками, за исключением Севастополя который героически отражал все нападения врага. Осаду Севастополя вела хорошо обученная, имевшая опыт войны в Европе, 11-я немецкая армия под командованием генерала Эриха фон Манштейна. Также в Крыму находился румынский горный корпус генерала Г. Аврамеску.
К середине декабря под Севастополем сложилась критическая ситуация, город мог пасть, не выдержав натиска немецких войск. И вот тогда ставка Верховного командования принимает спешное решение высадить в Крыму десант. Но цель его была намного шире, чем только помощь Севастополю.
Цель Керченско-Феодосийской операции состояла в том, чтобы овладеть Керченским полуостровом, отрезать Керченскую группировку немцев от севастопольской группировки, выйти в тыл немецкой 11-й армии, деблокировать Севастополь, создать условия для полного освобождения Крыма, а так же для срыва немецко-фашистского наступления на Кубань и Кавказ. Выполнение десантной операции Ставка возложила на войска 51-й и 44-й армии Закавказского фронта, а также на Черноморский флот и Азовскую флотилию.
51-я армия высаживалась в районе Керчи, перерезала Арабатскую стрелку и развивала наступление на Ак-Монайские позиции. 44-я армия высаживалась в Феодосии, занимала Ак-Монайский перешеек (от нынешнего п.Приморский до Каменки – 18 км) и таким образом блокировала пути отступа немцев с Керченского полуострова. В дальнейшем обе армии должны были наступать вглубь Крымского полуострова.
44-я армия (командующий генерал Первушин А.Н.) в отличие от немецкой, вообще не имела опыта современной войны, находилась практически в резерве фронта, дислоцировалась в Азербайджане и сформирована была главным образом из народов, проживающих на Кавказе. Более известна 44-я армия по так называемому «Иранскому походу». Это малоизвестный исторический факт. По договоренности с Англией, Советский Союз ввел в августе 1941 года свои войска в Иран, оккупировав его северную территорию, южная часть Ирана была оккупирована Англией. Боевых действий в Иране армия не вела, почему и назвали «поход».
Итак, 28 декабря 1941 года из порта Новороссийска, а 29 декабря из порта Туапсе в море выходят отряды кораблей, груженные войсками. В общем, на корабли 1-го и 2-го эшелонов было принято: бойцов – 23054 чел., лошадей – 1550 гол., орудий разного калибра – 127 ед., минометов – 24 ед., танков и танкеток – 34 ед., автомашин – 294 ед., тракторов 18 ед., повозок – 156 шт., боеприпасов – 734 тонн, продфуража – 181 тонна. Секретность операции была на высочайшем уровне. Только в море капитанам судов было разрешено вскрыть секретные пакеты, в которых был указан порт назначения – Феодосия. На переходе от Новороссийска до Феодосии был шторм 7 баллов, крен судов достигал 40°, мороз - 15°С.
«Бойцы битком забили все трюмы, сидели друг у друга на головах, такая была теснота. Большинство от духоты и морской болезни укачивались и травили здесь же друг на друга, так как выйти было некуда», - вспоминает участник десанта Н.К. Котельников.
Никто из немецкого командования в Феодосии не ждал десанта, им казалось, что они в полной безопасности, берег надежно защищён от противника, да и погода благоприятствовала: мороз, шквалистый ветер, штормящее море. Кто же рискнёт десантироваться в такую погоду? Поэтому они вполне мирно отмечали католическое Рождество, да и до Нового года оставалось всего ничего. Как ночью, в шторм, в море определить месторасположение порта? Для этой цели заранее в Феодосийский залив были направлены подводные лодки. В указанное время они всплыли в надводное положение, установили светящиеся буи, а сами прожекторами начали подавать световые сигналы подходящему каравану кораблей. Подводные лодки были использованы как световые маяки. В это же время со сторожевого катера, незаметно для противника высаживается специально обученная группа моряков-разведчиков, состоящая из 13 человек под командованием капитана Егорова, которая тихо без единого выстрела, ножами сняла часовых в порту, а также расположенных рядом гестапо и комендатуры.
В 4.00 29 декабря 1941 года первыми в порт ворвались быстроходные катера, с которых высадился штурмовой отряд моряков (как сейчас говорят спецназ) в количестве 360 человек под командованием старшего лейтенанта А.Ф. Айдинова. Очень быстро они захватили порт, комендатуру, немецкие и румынские казармы, а также штаб немецкого 42-го корпуса. Это всё происходило так стремительно и неожиданно для немцев, что сам генерал, командующий корпусом, еле спасся, выпрыгнув в окно, оставив свой мундир с наградами и все штабные документы, которые впоследствии были переправлены в Москву.
Сразу в порт начали подходить и разгружаться военные корабли, транспорты с войсками 44-ой армии. Сошедшие с кораблей подразделения сразу начали преследовать убегающих немцев и румын. В этот же день была освобождена Феодосия, село Сары-Голь (станция Айвазовская), Ближние Камыши.
Командующий немецкой группировкой войск на Керченском полуострове генерал граф Шпонек, которому удалось убежать от советских разведчиков в Феодосии, тем не менее, не потерял управления над войсками и понял, что его корпусу грозит окружение и уничтожение на Керченском полуострове (в принципе разгадал план Советского командования). Он даёт приказ своим войскам немедленно покинуть Керченский полуостров. «Войска бежали наперегонки со временем, со смертью, бросая все, что не могли унести или что не могло двигаться», - так позже напишет ветеран Пауль Карель. Немцам удалось выскочить из готовящейся ловушки. Интересна и трагична судьба генерала Х. Шпонека. По личному приказу Гитлера этого, безусловно, толкового генерала, который не побоялся взять не себя ответственность за спасение своих войск - расстреляли.
Немного архивной хроники боевых действий армии на Феодосийском плацдарме в декабре 1941 года: 29 декабря – взята Феодосия; 30 декабря отдельные части дивизии перешли в наступление на Дальние Камыши – Кулеча–Мечеть; 31 декабря взята– Розальевка, Кара-Гоз (Первомайское), Изюмовка, несколько сотен метров не дошли до Старого Крыма. Передовые части 236 стрелковой дивизии овладели Дальними Камышами, Владиславовкой, хребтом Биюк-Эгет.
О последних днях уходящего «смертного» 1941 года никогда не забывал командир передового отряда 633-го стрелкового полка Г.И. Андреев: «Передовой отряд действовал самостоятельно, связи не было, не было миномётов, артиллерии. Было достаточно винтовок, 1 немецкий автомат – подарок моряков в Феодосии. Так был вооружен передовой отряд 44-й армии, в задачу которой входило выйти к Старому Крыму, перейти к обороне и удерживать занятый плацдарм. До 1 января 1942 года действовали самостоятельно без представителей штаба. Зато удержать бойцов и офицеров было просто невозможно. 31.12.1941 года мало боеприпасов, нет артиллерии. Штаб армии не отвечает. Рации нет. Взяли Кара-Гоз (Первомайское) и оставили».

Материал подготовил
Николай Ефимченков.

Продолжение следует.




Категория: Это надо знать | Просмотров: 1391 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0