[газета Кировец ]
Главная » 2013 » Январь » 31 » КРОВАВАЯ КЕРЧЕНСКО-ФЕОДОСИЙСКАЯ ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ
13.04.14
КРОВАВАЯ КЕРЧЕНСКО-ФЕОДОСИЙСКАЯ ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ

№1 от 03 января 2013 г.

(продолжение)

Наступление наших войск планировалось на 12 января 1942 года по направлениям: 51-ая армия на Кировское, Желябовку, Джанкой, а 44-ая – Белогорск, Симферополь.
На быстрейшем наступлении войск настаивал и сам Сталин: «В противном случае будет поздно, так как обстановка в Крыму будет ухудшаться для наших армий. Накапливайте побольше сил в Феодосии и на Керченском полуострове, подвозите тылы, усильте авиационную группу и действуйте со всей решительностью, без колебаний и без постоянных оглядываний назад. Прошу вас не откладывать больше и начать действия не позднее 12 января».
Однако командующий фронтом Козлов Д.Т. снова перенёс наступление армий на 16 января 1942 года, и снова было потеряно драгоценное время. Зато не теряло времени немецкое командование. Из-под Севастополя были сняты две дивизии, которые в спешном порядке разгружались на станции в Кировском и часть войск перебрасывалась по дороге Симферополь-Старый Крым. Был полностью задействован румынский горный корпус. Упредив советские войска на 1 день (по-видимому, немецкой разведке была известна дата наступления), 15 января 1942 года немецкие войска перешли в наступление по трем направлениям: 1) Васильковое – Владиславовка – Дальние Камыши, в стык между 51-й и 44-й армиями (поротно, под прикрытием дымовой завесы и огня бронепоезда, активно штурмует авиация); 2) Старый Крым, гора Сары-Кая, Наниково, Коктебель; 3) разрезающий удар из села Бабенково, между селами Садовое и Первомайское, Насыпное - Феодосия.
Сразу же после наступления немецкой авиацией был уничтожен штаб 44-й армии, находящийся на ст. Айвазовская (по-видимому, немецкой разведке было хорошо известно его месторасположение). Убит начальник штаба Рождественский, тяжело ранены - член Военного совета Комиссаров и командарм Первушин. Были разрушены все средства связи, и армия осталась без управления. Так в первый же день немецкого контрнаступления одним ударом была обезглавлена 44-я армия и с этого началась вся драма её гибели. Была потеряна связь с дивизиями, полками. Наши войска стали неуправляемыми. Это сейчас по мобильнику мы можем связаться друг с другом в любое время и из любого места. Тогда в 1942 году – рация большая редкость. Связь в войсках была телефонная, проводная или же через посыльных. В первый же день немецкие войска добились успеха во всех направлениях путём применения массированного огня своей артиллерии, авиации, миномётов. Отмечается, что в этих атаках, широко начали применяться немцами 6-тиствольные реактивные миномёты. Соединения 51-й армии, смело контратакуя во фланг и тыл прорвавшегося противника, пытались сдержать натиск фашистских захватчиков, дав возможность соседней 44-й армии организованно отойти и занять рубеж обороны. Полки 390-й стрелковой дивизии нанесли контрудар от Владиславовки на Петровку (Петровка, Тамбовка, исчезнувшие деревни близ Новопокровки), отбросили противника на 2 км. Немцы открыли мощный артиллерийский огонь. Подразделения первых эшелонов залегли, а затем снова поднялись в атаку. Для дивизии – это был первый бой, к сожалению, для большего количества её личного состава – и последний.
Из дневника боевых действий немецкого офицера Альцера: « 15 января после артподготовки передних рубежей русской обороны, пехота поротно строем выступила от Ессен-Эли (Бабенково) в направлении на восток, ориентиром служил минарет мечети на окраине села (с.Первомайское). Русские встретили нас сильным ружейно-пулемётным огнём и затем перешли в контратаку. Разгорелся жестокий рукопашный бой...»
«Русские с большим упорством держались в деревнях, а именно: в Капусталыке (с.Садовое), Розальевке, Асам-бае (с. Изобильное). В то время как две первые были очищены, Асам-бай отражал все наши атаки», - из дневника боевых действий 132 п.д. немцев.
Талантливый, энергичный командир 818-го стрелкового полка, расположенного в Изобильном, майор Васильев сразу смекнул, что затеяли немцы. Не дожидаясь приказов сверху, развернул свои батальоны и артиллерию в сторону прорвавшихся немцев, начал их контратаковать, взял с. Садовое. И ещё 4 дня полк контратаковал их во фланги и тыл в полном окружении. Лишь когда кончились боеприпасы, командир полка дал команду уходить в старокрымские леса к партизанам. Немногим это удалось сделать, большая часть бойцов вместе с командиром полка Васильевым погибла где-то в районе «долины смерти».
К сожалению, не сохранилось архивных данных, как воевали части на левом фланге наших войск от с. Первомайского до г. Старый Крым. А ведь здесь была готова для наступления целая дивизия, в том числе и танковый батальон. Известно лишь, что 15 января была произведена разведка боем и взято село Изюмовка. Насмерть стояли батальоны морской пехоты в районе с. Отважное. Полегли все, но позиций не покинули. К сожалению, мы уже никогда не узнаем имён геройски погибших воинов. Несомненно одно, что таких талантливых командиров, как Васильев, здесь не оказалось. Если бы догадались развернуть войска в сторону контратакующему в селе Садовое 818–у полку, немцы оказались бы в окружении. Ожесточённые бои велись в Розальевке, здесь неоднократно контратаковала немцев 63-я стрелковая дивизия, а также насмерть стояли войска в с.Владиславовка.
К исходу 18 января 1942 года окружив Феодосию с севера и юга, немцы вошли в город. Так печально завершилась прекрасно начатая моряками Черноморского флота Феодосийская десантная операция. Впоследствии долго не могли определить, кто же отдал приказ на сдачу Феодосии (не оборонять её, а оставить). Многие выжившие командиры были понижены в звании, многих расстреляли. Жаль, что не были задействованы корабли Черноморского флота в отражении наступления немцев. Одного залпа крейсера из 17 дюймовых орудий хватило бы разнести сосредоточение немцев, тем более что флот полностью контролировал Феодосийский залив.
Как же с теми войсками, которые оказались в окружении? Некоторые части, расположенные ближе к 51-й армии, начали пробиваться на Ак-Монайские позиции. Остальные, не имея связи, не зная обстановки, начали отходить на Феодосию, которая уже была занята противником.
Из воспоминаний немецкого ветерана, командира батареи О. Ройтмана: « Моя батарея находилась на отметке 132,3 (это возвышенность «Малый горб» с левой стороны, как ехать в Феодосию). Неожиданно с юго-запада мы увидели большое количество русских танков, автомашин и пехоты. Если бы мы промедлили, ещё бы минут пять нашей могилой бы стала эта высота. Развернув орудия, мы стали на выбор расстреливать русских. Через некоторое время вся окрестность была затянута дымом…»
Эта окрестность сейчас в народе называется «долиной смерти». В этом котле по разным оценкам погибло около 5,0 тысяч десантников. Бежать было некуда. На всех господствующих высотах стояли вражеские орудия и миномёты, сверху самолёты делали своё дело.
«Нас, женщин и детей, немцы заставляли собирать вещмешки, а трупы стягивать в воронки, поле всё было усеяно трупами. Окоченевшие, снегом присыпанные, только шапки чернели, как ползли – кровь текла из рта – так и позамерзали. Наши солдаты так и остались засыпанными в воронках. Имена их неизвестны. Все записочки, которые мы находили, немцы отбирали и бросали в костёр. Так и остались ребята безымянными», - из воспоминаний Нины Букиной.
«44-я армия – позор Красной армии»,- скажет позже вождь народов, а это клеймо на забвение. Но не десяткам тысячам воинам, которые до конца исполнили свой долг перед Родиной, перед присягой, героически сражаясь, погибали, замерзали на нашей крымской земле и … остались забытыми.
Проезжая по «долине смерти» помните, что в этом месте проходили ожесточенные бои.
Нам остается только молиться об упокоении наших дедов, отцов, матерей, братьев и сестер, мужественно защищавших крымскую землю и положивших здесь свои жизни. В этой долине лежат солдаты разных национальностей и, к сожалению, их имена не известны.
Местные жители уже давно заметили, что именно в этом месте часто случаются автомобильные аварии, и это не случайно, ведь в этом месте лежат солдаты Великой Отечественной войны. Чтобы увековечить их память и обозначить местно кровавой битвы, возникла идея установить обелиск погибшим и пропавшим без вести воинам Феодосийского десанта.
Огромное спасибо Александру Николаевичу Дьячкову, директору ЧСП «Старокрымский» за финансирование и установку обелиска. Работники ЧСП «Старокрымский» выполнили работу по установке обелиска аккуратно и с душой. Мы, жители окрестных сел, благодарны всем, кто принял участие в этом благородном деле.
У обелиска всегда венки и цветы, проезжающие мимо машины останавливаются, а люди выходят и поклоняются памяти погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны.
И как знак, в 2012 году в «долине смерти» - ни одной катастрофы, ни одного погибшего.
В своих послевоенных мемуарах командующий 11-й немецкой армией, фельдмаршал Эрих фон Манштейн скажет: «Я склоняю свою седую голову перед русским солдатом и матросом…».
Обращаясь к молодежи, скажем, помните тех, кто в годы Великой Отечественной войны отстаивал честь и независимость нашей Родины, помните, что в той войне победила не фашистская Германия с её союзниками, победили наши отцы и деды, ценой огромных жертв освободили не только нашу страну, но и пол-Европы от фашистской чумы. Это они, а не американцы или англичане взяли Берлин, водрузив красное знамя победы над рейхстагом. Никогда не забывайте, что вы потомки поколения победителей. Гордитесь этим.

Материал подготовил Николай Ефимченков.

Категория: Это надо знать | Просмотров: 689 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 5.0/1