[газета Кировец ]
Главная » 2013 » Январь » 17 » КРОВАВАЯ КЕРЧЕНСКО-ФЕОДОСИЙСКАЯ ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ (продолжение)
18.27.28
КРОВАВАЯ КЕРЧЕНСКО-ФЕОДОСИЙСКАЯ ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ (продолжение)
 Любая десантная операция – это всегда внезапность, где всё решают не только дни, но иногда и часы. Ключом к Керченскому полуострову было село Владиславовка. Крупный железнодорожный узел, к тому же там находился и большой немецкий аэродром. Об этом прекрасно знало командование армией, но только 31 декабря 1941 года части 236 с.д. начали наступать на Владиславовку. Как вспоминал потом командир 814 с.п. : «Нам буквально часа не хватило, чтобы сходу взять Владиславовку. Так и получилось, что в Старом Крыму не хватило нескольких сот метров, здесь 1-го часа. За все эти просчёты расплачивались жизнями тысячи простых бойцов и командиров. Под вечер батальоны 814 с.п. приблизились к Владиславовке. Немцы против нашей пехоты пустили танки и самоходные пушки. Наша фронтовая артиллерия открыла по ним огонь. Немцы не хотели уходить из Владиславовки. Они бомбили и обстреливали наши позиции. Поредел геройский личный состав полка».
Огромные потери также понёс и 509 стрелковый полк. Было потеряно время. Немецкие войска быстрее вышли из-под Керчи, организовав во Владиславовке оборону, чем советские войска 44-й армии дошли до неё из Феодосии.
Перегруппировавшись, немцы начали оказывать упорное сопротивление нашим наступающим войскам. Так уже 1 января 1942 года в результате ожесточённого боя, румынская кавбригада и немецкий мотополк снова заняли села Первомайское и Изюмовка. 251 стрелковый полк понёс большие потери и отошёл к кургану « Большой». К 3 января 1942 года линия фронта стабилизировалась и примерно проходила по противотанковому рву, который шёл по правому берегу реки Чурук-Су от Старого Крыма, через Изюмовку, Первомайское, Садовое, Изобильное, Журавки, Новопокровку, аж до Сиваша. До наших дней сохранились небольшие участки противотанкового рва между селами Первомайское и Садовое, небольшой участок перед кладбищем в Первомайском. Хочется отметить, что это громадное инженерное сооружение было выкопано вручную женщинами и детьми в самом начале войны. Вторая линия фронта проходила по косогору от Изюмовки до Журавок и дальше до Новопокровки. С левой стороны от Изюмовки, горы Сары-Кая, села Бара-Коль (Наниково) и 4 января 1942 года моряками был взят поселок Коктебель.
51-я армия без боя 30 декабря 1941 года взяла Керчь и без соприкосновения с противником 3 января 1942 года соединилась с 44-й армией в районе села Киет (бывшее село вблизи Василькового, Владиславовки, Дальних Камышей).
Началась подготовка советских войск к наступлению по освобождению Крыма
С 3 по 15 января 1942 года были бои с неоднократным перемещением войск с места на место. Но бои шли ежедневно, и линия фронта то передвигалась, то опускалась на несколько километров или метров по степи и хребтам. Дрались за каждую пядь земли. Вот несколько эпизодов из хроники боевых действий: «3 января 1942 года части 157 стрелковой дивизии вновь овладели Кара-Гозом (Первомайское), 6 января после тяжёлых упорных боёв оставили его. 7 января 302 с.д. усиленная танками овладела с. Киет (близ Василькового). 818 стрелковый полк в ходе наступления освободил сёла Капусталык (Садовое), Асан-Бай (Изобильное), Сеит-Эли (Журавки). 12 января 1942 года батальон 716 с.п. снова занял с. Кара-Гоз, 633 с.п. занял командную высоту Курган-Мишень, отбил за день 4 контратаки немцев, поддержанных танками.
Бойцы 44-й армии несли потери не только в боевых действиях. По данным за 4.01.1942 г. только в 236 стрелковой дивизии из 190 человек санитарных потерь было 100 обмороженных бойцов. Здесь на юге морозы всегда бывают более суровыми, чем на севере, а особенно в степи или на вершине горы. Больше всех пострадали от морозов части, позиции которых были на вершине Биюк-Эгета, которая тянется от Розальевки до Владиславовки.
« Мороз, шквалистый ветер, собачий холод, пронизывающий насквозь. Сверху, хоть как-то согреться натягивали над окопами плащ-палатки», - вспоминает Котельников. И только 7 января 1942 года директивой ставки было выдано теплое обмундирование воинским частям в Крыму.
Забегая вперёд, отметим, что абсолютно все начальники, историки считают, что одной из главных причин поражения 44-й армии на Феодосийском плацдарме является полное превосходство немецкой авиации, которая бомбила Феодосию и окресности уже с 29 декабря 1941 года и потом ежедневно.
Константин Симонов, корреспондент газеты «Красная звезда», впоследствии известный советский писатель в своих воспоминаниях писал: « 4 января мы пришли в Феодосию. Пришвартовались и начали выгрузку. С началом светлого времени началась бомбёжка. Наши зенитные орудия беспомощно стояли на площадях и перекрёстках Феодосии, потому что немцы потопили транспорт, который шёл сюда со снарядами для зениток.
Немцы налетали на Феодосию не особенно большими группами, по девять, по шесть, а иногда по три и даже по два самолёта. Но зато почти беспрерывно, как по конвейеру. Каждые пять минут то в одном, то в другом конце города слышались взрывы. Было тяжёлое, беспомощное чувство от того, что немцы всё это время безнаказанно бомбили город».
Одной из важнейших задач ВВС Закавказского фронта, одновременно с морским десантом, была высадка воздушного десанта в составе парашютно-десантного полка в район с. Валадиславовки. Целью десанта было занятие немецкого аэродрома, на который должна была перебазироваться наша авиация, чтобы в дальнейшем обеспечивать действия войск и кораблей. Дело в том, что наша авиация дислоцировалась на аэродромах Кавказа. Дальность полёта истребителя И-16 440-540 км, пока долетит до Феодосии надо возвращаться, иначе не хватит горючего на обратный полёт. Эту задачу по высадке парашютного десанта ВВС Закавказского фронта не выполнили, хотя на Кавказе располагалось 3 бригады десантников. Да и самолётов хватало. Против 200 немецких расположенных в Крыму – 500 ед. у Закавказского фронта и 161 – ВВС Черноморского флота (которые, правда, использовались на обороне Севастополя). Таким образом, наша истребительная авиация не имела аэродрома близ Феодосии, а немцы наоборот, продолжая пользоваться им, имели авиацию в непосредственной близости от Феодосии.
Вскоре, когда специальная комиссия начнёт разбор полётов ВВС Кавказского фронта, «выявится множество недостатков». Окажется, что на Кавказе ни на одном аэродроме не было взлётно-посадочной полосы с твёрдым покрытием, все аэродромы были грунтовые. Дождь, снег, грязь - самолёт не взлетит. Лишь несколько лётчиков могли летать в ночное время, большое количество самолётов не ремонтировалось. На ход событий влияла откровенная нерасторопность и игнорирование поставленных боевых задач руководством ВВС Кавказского фронта. Вплоть до 14 января 1942 года ни на один аэродром, расположенный на Керченском полуострове (Багерово, Семь Колодезей, Керчь), не была посажена ни одна эскадрилья, хотя немцы покинули в спешке Керченской полуостров 1 января 1942 года.
И, тем не менее, наши лётчики проявляли мужество и отвагу. В один из первых дней высадки десанта над Феодосией завязался воздушный бой. Против шести «юнкерсов» и трёх прикрывающих их «мессершмиттов» сражалась пара наших истребителей. И когда один из наших самолётов задымился, появилось пламя, лётчик не стал выбрасываться с парашютом, а резко развернул горящую машину на бомбардировщиков и открыл огонь. Два ближайших к нему «юнкерса» не выдержали атаки, сбросили бомбы в море и повернули назад. Раненый старший лейтенант Троицкий, всё-таки дотянул до нашего берега, по пути сбив пламя и посадил самолёт на просёлочную дорогу в Тамани.
Увы, снова героизм и индивидуальное пожертвование «сталинских соколов», вместо трезвого расчёта штабов по взаимодействию и применению авиации.

Материал подготовил 


Николай Ефимченков.

Продолжение следует.


Категория: Это надо знать | Просмотров: 1353 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0