[газета Кировец ]
Главная » 2013 » Февраль » 7 » Непобедимая и легендарная
15.42.00
Непобедимая и легендарная
6 от 07 февраля 2013 г.
 
28 января 1918 года В.И.Ленин подписал декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 11 февраля –  о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота.
23 февраля 1918 г. Рабоче-Крестьянская Красная Армия прошла первое серьезное испытание боем под Псковом и Нарвой. В ознаменование этого исторического события было принято решение считать 23 февраля Днем рождения Красной Армии и Флота, а в последующем Советской Армии и Военно-Морского флота. Указом президента Украины Л. Кучмы от 23.02.1999 года установлен в Украине праздник – День защитника Отечества, который празднуется ежегодно 23 февраля.
17 октября 2013 года исполнится 30 лет со дня боевого похода тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Новороссийск» с испытанием самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-38м (Як-38му) и вертолетов Ка-27пл (Ка-27пс) в реальных условиях четырех океанов.
Бригадой летчиков-испытателей, инженеров-испытателей, экспериментаторов-испытателей, инженерно-техническим составом запланированную тематику по испытаниям самолетов и вертолетов было выполнено в полном объеме. Это позволило значительно расширить их боевые возможности. Было бы грешно не вспомнить это яркое событие,  мы хотим рассказать читателям газеты «Кировец» о наших буднях.


Крылья над водами четырех океанов

У памяти нет срока давности, к тому же 17 октября 2013 года исполняется 30 лет с тех пор, как крейсер «Новороссийск» в сопровождении отряда кораблей покинул берега нашей Родины и отправился в кругосветное плавание вокруг Европы и Африки с одновременным несением боевой службы на этом переходе.
Тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) «Новороссийск», построенный Николаевскими судостроителями, вышел из Североморска-1 (Видяево) 17 октября 1983 г. и за 134 дня прошел 23 315 морских миль, оставив за кормой воды 4 океанов и 7 морей. В Атлантическом океане мы прошли вдоль берегов Западной Европы и Африки с заходом в порт Луанда (Народная Республика Ангола). 26 ноября обогнули Южно-Африканскую Республику (ЮАР), территорию Африканского континента, его знаменитый мыс Доброй Надежды и вошли в воды Индийского океана. Далее был город Мапута, столица Народной Республики Мозамбик. Обогнув о. Мадагаскар, бросили якорь у берегов о. Сокотра Народно-Демократической Республики Йемен (НДРЙ). В течение 39 суток моряки готовили корабль к заходу в порт Мадрас, Республики Индия и осуществляли выход в море для выполнения полетов. После визита в Индию прошли по Малаккскому проливу вдоль берегов о. Суматра справа и полуострова Малакка (г. Сингапур) слева. В Тихом океане прошли вдоль берегов Вьетнама с одной стороны и о. Филлипины - с другой; вдоль берегов полуострова Корея и Японских островов и 27 февраля 1984 г. прибыли в порт назначения, Владивосток. С подготовительными работами наша бригада в командировке находилась 160 суток.

По штатному расписанию на борту крейсера должно находиться 1500 членов экипажа, но с представителями высшего руководящего состава ВМФ, нашей испытательной бригадой, представителями завода-изготовителя крейсера, бригадой завода-изготовителя авиационной техники, лётными и техническими экипажами авиагрупп  самолетов и вертолетов, общей численностью около 2000 человек.
В сопровождении большого десантного корабля (БДК) «А. Николаев», большого противолодочного корабля (БПК) «Николаев» и сторожевого корабля (СКР) «Порывистый» в понедельник, 17 октября 1983 г. ТАКР «Новороссийск» вышел в поход. Погода была удивительно тихая, почти что гладкая водная поверхность Баренцева моря. В тот же день, при выходе группы кораблей в нейтральные воды, вокруг крейсера «Новороссийск» летали самолеты стран, мимо которых мы проходили, а также авиация НАТО. Мы впервые так близко на малой скорости и высоте увидели самолет береговой патрульной авиации «Орион» с опознавательными знаками США. Он летал над самым кораблем, заходя с разных сторон, вдоль и поперек, пересекая корабль и ведя кинофотосъемку.
На второй день похода ночью мы увидели Северное сияние. Невообразимой красоты чудо природы. На десятки километров вширь и многие сотни метров ввысь по небу растянулось полотнище необычайно нежных цветов и причудливой формы. Небо над кораблем темное-темное, вверху слабо мерцают звезды, а вся северная сторона светилась нежным зеленовато-розовым светом.
Вскоре мы попали в первый настоящий шторм. Это был район Северной Атлантики. Здесь часто бывает скверная погода. Наш корабль имеет размеры 273 м в длину, ширина полетной палубы около 50 м, высота от воды до верхней точки корабля около 83 м, да еще 9 метров находится под водой, а высота от палубы корабля до водной поверхности составляет около 12 м. При огромной парусности корабля, наш великан бросало с одного борта на другой, как щепку. Удары волны о конструкцию корабля таковы, что весь корабль вздрагивал, слышался характерный звук потрескивания перегородок и внутренней обшивки. По каюте двигались плохо закрепленные предметы. В этих случаях на корабле объявляется тревога и расписанные по постам выполняют свои обязанности. Это был наш первый шторм, который вскоре прошли, а в дальнейшем еще не один раз будем испытывать капризы морской стихии.
Наша бригада в количестве 32 человек состояла из летчиков-испытателей, ведущих инженеров-испытателей, экспериментаторов-спасателей и технического состава. Руководителем бригады был заместитель начальника Управления п-к Кольцов Юрий Арсеньевич. Летную группу возглавлял и отвечал за организацию полетов на корабле п-к Ефимов Владимир Иванович.
Кроме наших самолетов на корабле находилась авиационная эскадрилья СВВП Як-38м (Як-38му) и эскадрилья корабельных вертолетов Ка-27пл (Ка-27пс) авиации Тихоокеанского флота (ТОФ). Они несли боевую службу в походе под командованием представителей руководящего состава авиации ТОФ. Общее количество летательных аппаратов на корабле составляло 36 единиц в любом сочетании. В любое время суток авиаторы могли выполнить задачу боевого дежурства на океанских просторах.
Сразу же при выходе в нейтральные воды летные экипажи приступили к отработке плановых тренировок техники пилотирования при вертикальном взлете и посадке самолета Як-38м (Як-38му). Плановая таблица была плотная, летали днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на «стопе» и на ходу, с применением стрелкового, ракетного и бомбардировочного оружия на полный радиус действия.
В водах Атлантики дислоцировался 2-ой флот - самый мощный флот США. Все европейские государства, расположенные вдоль побережья Атлантического океана также имеют свой флот и авиацию. В течение всего похода особый интерес к нам проявляли как корабли, так и авиация этих стран. Они летают низко, над самым кораблем, заходят с разных сторон, вдоль и поперек, ведут фото-киносъемку, видимо замеряют физическое поле корабля и фиксируют частоты, на которых работает наше радиоэлектронное вооружение.
Далеко не дружественные действия в отношении нас поддерживал и 6-ой флот США, расположенный в Средиземном море. А когда наш корабль производил заправку от танкера, вертолеты противника постоянно вели наблюдение. Вскоре с левого борта к нам пристроился корабль одного из Западно-Европейских государств и сопровождал нас до Владивостока.
Во время полетов иногда самолеты вероятного противника пересекали посадочный курс в момент захода на посадку нашей вертикалки. Зачастую это создавало угрозу безопасности проведения полетов. На сигналы, подаваемые с нашего корабля, натовские пилоты не всегда реагировали. Тогда было принято решение имитировать атаку воздушной цели. Эту операцию возложили на п-ка В.В. Васенкова. Виктор Владимирович на самолете Як-38м поднялся в воздух и «атаковал» противника. Эта атака отрезвила горячие головы натовских вояк, и они предпочли держаться на расстоянии от нашего корабля. Этот случай произошел на пятый день похода, около северной части Великобритании.
Наша бригада проводила полеты в соответствии с планом испытаний. Ведущим инженером-испытателем СВВП был п/п-к Козенчук Николай Михайлович. Отрабатывалась техника пилотирования с различными видами авиавооружения в морских условиях и в тропиках.
Мы приближались к экватору и изменялись климатические условия. В тропиках производили взлет и посадку по укороченному разбегу (ВКР) самолета Як-38м (Як-38му) в разное время суток, при сложных метеоусловиях и максимальной бомбовой нагрузке. При высокой температуре и влажности воздуха менялись и технические характеристики самолетов. Это надо было испытать в реальных условиях.
Ведущим инженером-испытателем по вертолетам Ка-27пл (Ка-27пс) корабельного базирования был п/п-к Ковальчук Анатолий Евгеньевич. С группой экспериментаторов-спасателей он отрабатывал методику спасения терпящих бедствие экипажей летательных аппаратов, кораблей (судов) и спускаемых космических аппаратов. В тропиках экспериментаторы-спасатели проводили работы с применением спасательных плотов ПСН-25/30, в том числе лодок ЛАС-6М, ЛАС-1М и различных средств спасения. Поисково-спасательные работы проводились днем и ночью в сложных метеоусловиях, при волнении океана до 5 баллов, а также беспарашютное десантирование спасателей с различной высоты полета вертолета.
Также проводились полеты в ночных условиях. Они в корне отличаются от материковых. И незнакомое звездное небо над головой, и отсутствие каких-либо ориентиров. Все это оказывало большое отрицательное психологическое воздействие на пилота и его работоспособность.
В теплых водах Атлантики мы увидели, как наш корабль стали сопровождать летучие рыбы. Они взлетают на гребнях волн, создаваемых ходом корабля, и держатся в воздухе до 20 сек. Над поверхностью воды скорость полета их достигает 60-65 км/час, и пролетают при этом более 300 м. Часами мы наблюдали их полет не уставая.
Г.П. Рогожа,
начальник группы обслуживания средств
аварийного покидания самолетов.

Продолжение следует.


Категория: Это надо знать | Просмотров: 701 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0