[газета Кировец ]
Главная » 2013 » Февраль » 21 » Непобедимая и легендарная
13.32.13
Непобедимая и легендарная
9 ноября 1983 г. произошло летное происшествие. Во время испытательного полета при вертикальном взлете произошел сбой в системе управления самолетом и летчика-испытателя А.Б. Лаврикова автоматически выбросило из кабины самолета. Во время полетов в воздухе всегда находится дежурный спасательный вертолет Ка-27пс. В тот день дежурство в воздухе нес экипаж морской авиации ТОФ, не имеющий достаточного практического опыта спасения бедствующего экипажа.
Матрос-спасатель не сумел оказать помощь летчику, и тогда было принято решение спустить на воду катер, а время шло. Корабль застопорил ход. В море находилось великое множество акул, которые могли напасть на летчика. Спасатели на катере сумели летчика поднять на борт живым и невредимым. Примерно полчаса Александр Борисович находился в водах Гвинейского залива.
Если бы в этот день во время полетов дежурил экипаж вертолета Ка-27 ПС Юрия Михайловича Тишкова или экипаж Владимира Ивановича Ефимова, Лаврикова подняли бы на борт спасательного вертолета в течение считанных минут. Эти летчики имели большой практический опыт работы по спасению терпящих бедствие летных экипажей.
В 1996 г. летному составу ТАНИЦ ВС Украины командованием ВВС Украины была поставлена задача принять участие в миротворческой миссии по спасению беженцев от войны в Югославии. Экипаж вертолета Ми-26, командиром которого был Тишков, успешно выполнил поставленную задачу.
За мужество и отвагу при выполнении интернационального долга в Югославии Юрий Михайлович был награжден медалью «Миротворец ООН».
В 1998 г. он возглавил Государственный авиационный научно-исследовательский центр Вооруженных Сил Украины (ГАНИЦ ВС Украины). Юрий Михайлович - Герой Украины, заслуженный летчик-испытатель СССР, кандидат технических наук, генерал-майор авиации. Владимир Иванович Ефимов тоже имеет высокое звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».
Хочется особенно остановиться на электрической системе катапультирования летчика во время неисправности самолета. Только самолет вертикального взлета и посадки Як-38м (Як-38му) был снабжен электромеханической системой катапультирования (ЭС- КМ). Эта система включается летчиком перед взлетом и при посадке самолета и срабатывает автоматически, без вмешательства летчика при достижении самолетом критических значений положения в воздухе. Благодаря этой системе, многие летчики спасли себе жизнь при аварийной обстановке в воздухе.
Самолет вертикального взлета и посадки есть и в Вооруженных Силах Великобритании. Это «Си Харриер». Практически все летчики Военно-Морских Сил Великобритании погибли при аварийной ситуации самолета, потому что надежной системы катапультирования у них нет.
Первый заход с дружественным визитом наши корабли совершили в Народную Республику Ангола, ее столицу, порт Луанда. На рейде мы провели 8 дней. Корабль посетил президент Анголы господин Жозе Эдуардо душ Сантош, посол Советского Союза в Анголе, военная делегация Министерства обороны Анголы, военная делегация кубинцев, которые выполняли интернациональный долг в Анголе, а также семьи специалистов Советского Союза в Анголе с детьми. Надо отметить тот факт, что президента Анголы и правительственную делегацию поручили доставить на борт корабля вертолетом Ка-27пс п-ку Ефимову Владимиру Ивановичу.
Корабль выглядел празднично, везде порядок и чистота. На палубе расстановлена авиационная техника и его вооружение для показа. Гостям был разработан маршрут знакомства с кораблем. Они имели возможность ознакомиться с тактико-техническими данными СВВП Як-38м, вертолета Ка-27пл (Ка-27пс), их вооружением и средствами спасения. Лица посетителей радостные, счастливые. Слезы радости на глазах были у многих. Они осмотрели корабль, некоторые боевые посты, а самое главное - кают-компанию, где отведали флотский борщ и горячий чай. Это большое событие для детей и взрослых. Гости, покидая палубу нашего корабля, благодарили за гостеприимство.
Нам тоже была предоставлена возможность посетить Анголу. Автобусом нас доставили в город. Мы впервые увидели тропическую растительность, прежде всего бананы. На набережной ровными рядами расположены кокосовые пальмы, украшающие окраину города. Тропическая растительность в Луанде для нас была в новинку. Одной из достопримечательностей Анголы являются вековые деревья баобаб. Виктор Владимирович Васенков посетил места, где они произрастают. Это один из священных символов Африки. Предполагают, что век баобаба достигает 5000 лет.
В городе мы увидели современные высотные дома европейской архитектуры. Португальское кладбище, входившее в план осмотра города, с его уникальными надгробиями, заслуживает особого внимания. Это музей под открытым небом, иначе его и не назовешь.
Мы посетили исторический музей, простирающийся на обширной площади при въезде в город. Он расположен на территории форта, построенного португальцами в средние века. Перед входом в крепость и внутри его стоят бронзовые статуи португальских основателей крепости. На воротах - часовые в национальной одежде с автоматами советского производства в руках. Площадь музея обширна. На вечной стоянке стоят чей-то самолет, машина с зенитными установками на борту, есть артиллерия разных времен. В помещении для экспонатов мы увидели древнее оружие, одежду и предметы быта племен, населяющих Анголу. Форт господствует над заливом, соединяющим военный порт с городом и песчаной косой. Территорию музея огораживает стена с бойницами для орудийных стволов. С вершины форта открывается величественный вид на залив, на дальний горизонт неба, на стоящие на рейде корабли и суда. Под впечатлением об увиденном мы прибыли на палубу своего корабля.

Г.П. Рогожа,

начальник группы обслуживания средств
аварийного покидания самолетов.

Продолжение следует.
Категория: Разное | Просмотров: 718 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0