[газета Кировец ]
Главная » 2013 » Март » 14 » Непобедимая и легендарная
12.48.57
Непобедимая и легендарная
(Продолжение. Начало в № 6,7,8,9)
Хочу рассказать о летном происшествии, случившемся 12 декабря 1983 г., на юго-востоке от о. Мадагаскар. В летную ночную смену экипаж вертолета Ка-27 пл выполнял летное задание на значительном удалении от корабля. А ночи в южных тропиках особенные: и звездное небо значительно отличается от привычного летному экипажу северного полушария, и отсутствуют какие-либо световые ориентиры, а внизу непривычная чернота океана. Экипаж вертолета остается один на один с южным небом, и лишь невидимые нити радиолокационных станций связывают его с кораблем. Командиром вертолета был л-т Олег Марченко, второй пилот (штурман) л-т Сергей Трахунов и оператор ст/л-т С. Ратобыльский.
Все шло как всегда, и, казалось, через какое-то время вертолет произведет посадку, затем проведет разбор выполненного задания и экипаж уйдет на отдых, чтобы завтра приступить к выполнению очередной летной смены. Вдруг машину резко качнуло вперед, затем отбросило назад и снова вперед. Началась сильная тряска вертолета. Внутреннее нервное напряжение экипажа было на пределе, но никакой паники не было. Все члены экипажа были заняты своим делом.
Резко упала высота. Экипаж мгновенно оценил создавшуюся ситуацию и пришел к выводу, что причиной тряски вертолета стал отрыв противофлаттерного груза лопасти массой приблизительно 500 г, расположенного на конце лопастей несущих винтов.
Действуя строго по инструкции, лейтенант Марченко доложил о случившемся руководителю полетов и, получив команду немедленно идти на аварийную посадку на палубу корабля, снизил скорость, выбрал номинальный режим полета и, ощущая большую нагрузку на ручке управления шаг-газом, уверенно вел вертолет к кораблю. В это время на корабле было все готово к аварийной посадке вертолета. Пожарная и передовая команда, выделяемая на каждую летную смену с имеющимся по штатному расписанию оборудованием, заняла свои места. Все было готово к обеспечению безопасной посадки вертолета в аварийных условиях.
Командир вертолета л-т Марченко чувствовал поддержку многих людей, причастных к безопасности полетов и верил, что не подведет надежная боевая машина. Для экипажа было главным рассчитать посадку сходу. На повторный заход у вертолета может не хватить времени.
Командир посадил неисправный вертолет без происшествий. Так благополучно закончилась эта летная ночь. Все случившееся можно назвать случайностью, но она была подкреплена мужеством, стойкостью, выдержкой и мастерством экипажа вертолета. Без этих качеств она могла бы стать трагической. А ведь этим парням было по 22-24 года от роду, по сути мальчишки в летной форме, а на практике это высококвалифицированные, преданные Родине пилоты, штурманы, операторы, в совершенстве знающие авиационную технику и правила ее эксплуатации в полете.
Этот подвиг длился шестнадцать минут. К сожалению, в авиации еще встречаются непредвиденные обстоятельства, критические ситуации, аварии и даже катастрофы, поэтому в народе говорят, что профессия летчика романтична, но в то же время опасна.
19 декабря 1983 г. нас ожидало событие необычайной радости и гордости за нашу страну. Внезапно в воздухе появились два противолодочных самолета Ил-38 с красными звездами на борту. Эти самолеты способны обследовать значительную площадь района возможного нахождения подводных лодок противника, а если потребуется, то и уничтожить их (условно). Для поражения подводных лодок самолеты имеют самонаводящие торпеды, глубинные бомбы, ракеты, мины. Вот какие способности у авиации дальнего действия.
Я до сих пор помню трудноописуемое чувство радости, восторга, гордости за нашу Родину, охватившее всех, кто находился на палубе крейсера. Мы более двух с половиной месяцев находились вдали от родного дома, когда у берегов далекой Африки, в районе государства Сомали, впервые за время похода увидели самолеты Ил- 38 с красными звездами на бортах.
Самолеты Ил-38 облетали наши корабли и корабли противника. Нашей радости не было предела. Мы им махали руками, подбрасывали головные уборы, подпрыгивали, кричали, свистели, плакали... В ответ летчики сделали несколько кругов над нами и помахали крыльями, на душе стало тепло, радостно. Наши самолеты за тысячи километров от нашей Родины над океаном были рядом с нами. В океане мы не одиноки.
Мы ощущали радость пилотов так же, как и они нашу. А сколько улетело пилоток, беретов за борт корабля! Но мы об этом не думали, мы просто радовались.

Г.П. Рогожа, начальник группы обслуживания средств аварийного покидания самолетов.
Продолжение следует.
Категория: Разное | Просмотров: 610 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0