[газета Кировец ]
Главная » 2015 » Апрель » 16 » Непридуманные рассказы о войне
12.02.27
Непридуманные рассказы о войне

№ 3 от 16.04.2015 г.

Тихие свидетели войны

Игнатьева Вера Константиновна, в девичестве Мазнева, 1925 года рождения. Ее семья родом из Изюмовки, но война настигла в с. Тамбовка, что находилось в 7 км от Феодосии (на данный момент села не существует), всю жизнь с мужем прожила в с. Первомайское. 
Вера Константиновна относится к поколению ветеранов трудового фронта. На ее долю выпал нелегкий труд – восстановление родной земли после войны. Будучи совсем юной девушкой, она мужественно перенесла весь ужас оккупации и стала невольным свидетелем и участником тех страшных событий: «Мы знали, что немцы на подступах к Крыму, но не ожидали, что они прорвут оборону так быстро. Наглые, свирепые, жестокие, они ворвались в село как хозяева: все наше считали своим… Началась тяжелая жизнь в оккупации».
Война – страшное время, оставившее в сердцах и памяти очевидцев большую рану, которая не затянется никогда. Вера Константиновна – свидетель, на чьих глазах немецкие оккупанты творили нечеловеческие зверства, на чьих глазах советские солдаты гибли в бою за свободу родной земли. Она знает, что такое война не по книжкам и кинофильмам. Она жила в войну: «Мы знали, что делать, когда летит снаряд, в какую сторону бежать и куда прятаться. Когда шли бои, мы прятались в подвалах. По нескольку дней обходились без еды и воды». Люди, пережившие Великую Отечественную войну, наделены необыкновенной храбростью. Видеть смерть своими глазами, знать все об ужасе войны и жить с этим всю свою жизнь требует отваги и мужества. «Солдаты заживо горели в танках, выживших немцы брали в плен, пытали, издевались, били на глазах у местных жителей». Вера Константиновна относится к числу стойких солдат трудового тыла и послевоенной разрухи. Благодаря её поколению, страна, потерпевшая огромные потери, смогла возродиться и подняться на ноги. Это время было нелегким: голод, развал. Требовалась выносливость и трудоспособность. Она работала с 12 лет. А после освобождения необходимо было работать во много раз больше: «Работали очень много, надо было восстанавливать хозяйство. Немцы нанесли огромный ущерб своим вторжением. Сажали все, что можно. Тяжело было, иногда нечего было есть. Но как-то выжили».
Свидетелей войны осталось очень мало. Выжившие в оккупации пронесли через свою жизнь великую скорбь о жертвах фашистов и во имя этих жертв отстроили нашу Родину. Вера Константиновна Игнатьева, бесспорно, относится к их числу.

Ксения Калинина, руководитель музея 
«Боевой и трудовой славы» Первомайской ОШ.

Повидло спасло

Вера Петровна Баранова, жительница поселка Кировское, на встрече с Евдокией Григорьевной Дружининой в марте т.г. поделилась с присутствующими воспоминаниями, которые в свою очередь поведал ей отец. 
Ее отец, Петр Филиппович Ющак, провел три года в концлагере в Австрии. Он рассказал дочери о дне их освобождения, о том, что сначала лагерь бомбили американцы, потом пришли русские. В первую очередь, когда увидели, что немцы заминировали все и на мотоциклах уехали, он с одним русским парнем побежал на кухню, что бы найти поесть. «Нашли только большие банки с повидлом, – рассказывает она. – Открыли их кое-как ножом, и руками ели это повидло. Вдруг подъехал мотоцикл, эсэсовец заходит на эту кухню, держа пистолет. Он посмотрел на чумазых ребят, махнул рукой, взял какую-то папку большую и уехал, а они остались жить».

Записала Анастасия Бакулина.

Пленник войны

Жительница села Синицыно встретилась со своим односельчанином Виктором Михайловичем Пастуховым, 1928 года рождения, который поделился с ней воспоминаниями о своем нелегком детстве. 
Виктор Михайлович родился 19 ноября 1928 года в селе Изюмовка, Кировского района. Когда ему исполнился год, семья переехала в Киет (с. Победное). Сейчас села нет, единственным напоминанием о нём является большая братская могила павших на войне солдат.
Его мать была заведующей детским садом, а отец конюхом в местном колхозе. Через год в семье Пастуховых родилась дочь Надежда.
«Наша семья была дружной, – вспоминает Виктор Михайлович, – детство сытым и беззаботным, так как колхоз принадлежал русским помещикам. Летом 1941 года наших мужчин и отцов призвали защищать Родину».
Он встретил войну в возрасте 13 лет. Хладнокровные фашисты напали на село в декабре 1941 года.
«Дали команду на сборы и выгнали нас из домов. Собрали, словно отару овец, и закрыли в нескольких домах. Немцы хотели поджечь наш Киет, но не успели: со стороны Керчи пошли советские войска, которые потом двинулись в сторону Старого Крыма. Вскоре мы узнали, что там фашисты расстреляли и вырезали около 550 семей». 
Под покровом ночи жители покидают свое родное село. Беременных женщин, стариков и детей усадили в телеги, а сами шли рядом в надежде найти хоть какое-то убежище, скитались от одной деревни к другой. Фашисты выгоняли нас отовсюду, вспоминает Виктор Михайлович, и мы решили вернуться к себе в деревню.
«Зима 41-го была суровой. Я был юн, и много чего уже стёрлось из памяти, но никогда не забуду, как в одну ночь, мы остановились в разрушенном доме, накрывшись соломой, заснули, а проснулись уже под снегом, т.к. крыша дома была наполовину снесена».
Отчаянные и голодные, они возвращаются в Киет, но, как оказалось, ненадолго. «В этот раз немцы пришли за нами, собрав всех подростков, они взяли нас в плен, под надзором повели в лагерь. Сейчас на месте лагеря находится Кировский РЭС. С утра до ночи мы укладывали дорогу руками, таская камни и булыжники, сейчас она ведёт в село Журавки».
Потом, загнав в вагоны, немцы отправили пленных в Симферопольскую тюрьму. «Нас держали как бы «про запас», чтобы потом отправить в Германию».
Лагерь для военнопленных под колючей проволокой стал зоной и неким спасением для Виктора Михайловича, ведь с детства он был худощавым, маленького роста, а немцы оставили его расти.
В апреле 1944 советские войска освободили Феодосию и начали активно двигаться к столице Крыма. Пленные были освобождены, и Виктор Михайлович, наконец-то, вернулся в свое село, которое потом назвали Победное, занимался восстановлением колхоза.
«На протяжении месяца мы собирали трупы наших бедных солдат, их было море… Нашедшую информацию о солдатах мы сдавали в сельский совет, чтобы сохранить имя каждого, кто сражался за нас». 
Весной 1945 года его отец вернулся с фронта, и жизнь стала налаживаться. Вскоре Виктор Михайлович станет трактористом в колхозе. Ну, а главным подарком судьбы будет Рая –  молодая и интересная девушка, приехавшая из Воронежа к тёте. А после весёлая свадьба, две чудесные дочери, новый дом в селе Синицыно, новая жизнь, новые мысли… Но старый багаж воспоминаний о войне до последних дней будет храниться в памяти этого добродушного человека.

Записала Диляра Калю.

В статье «Непридуманные рассказы о войне» 
при обработке материала были допущены «технические ошибки».

В частности, в опубликованном тексте слова Татьяны Петровны Удовик были приведены следующим образом: «… когда война началась, я пятый класс закончила», «…семечек сщелкали мешок, так переживали», «А его жена снимала сапоги, шапки со звездочкой, а потом продавала. А потом еще смелости хватило просить взять на поруки ее мужа, чтоб в тюрьму не посадили, а мама моя не подписала, что заслужил, то и пусть получает. Они отсюда уехали от стыда».
Точные цитаты: «… когда война началась, я первый класс закончила», «семечек сщелкали мешок», «А потом еще смелости хватило просить взять на поруки ее мужа, чтоб в тюрьму не посадили, а мама моя не подписала, что заслужил, то и пусть получает. Женщина из другой семьи снимала с летчиков сапоги, шапки со звездочкой, а потом продавала. Они отсюда уехали от стыда».

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Твои люди, район | Просмотров: 574 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0