[газета Кировец ]
Главная » 2016 » Декабрь » 9 » О проблемах современного школьника
08.35.04
О проблемах современного школьника

№48 от 01.12.2016 г.

Какие же они, современные дети? Сегодня этим вопросом озадачены многие ученые. Времена меняются, мир вокруг нас меняется, применяются новые виды обучения, учителя осваивают новые педагогические технологии, стараясь идти в ногу со временем, а ученики – какими они должны быть, чтобы успешно овладевать знаниями, чтобы не потеряться в этом мире, найти себя в будущей профессии.

Современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Дети все также заполняют собой пространство школы, переходят из класса в класс, дружат, улыбаются, учатся, общаются. Но изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей.

Исследования психологов последних лет показали, что современные младшие школьники стали более осведомленными, эрудированными, раскрепощенными, чем их сверстники прошлых поколений, но также для них характерны такие полярные проявления, как доброта и эгоизм,  бравада и страх.

Наиболее частая проблема, встречающаяся у детей младшего школьного возраста – дисгармоничное развитие. Это отставание в развитии эмоционально-волевой сферы (инфантильность, несамостоятельность) на фоне развитого по возрасту интеллекта. Наблюдается интенсивное соучастие родителей во взрослении ребенка. Родители стремятся «привязать» его к себе, делая его центром своего маленького мира, удовлетворяя малейшие его прихоти, решая за него все проблемы. И как результат: позднее взросление, неумение контролировать свои прихоти, нежелание делать самостоятельный выбор.

Также особенно остро обсуждается проблема гиперактивности. С проявлениями повышенной активности родители чаще всего сталкиваются в  дошкольном и младшем школьном возрасте.. Такая категория детей сложнее адаптируется к школе, часто имеет разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

К социально-психологическим проблемам можно отнести способности к социализации и коммуникации  и агрессивное поведение современных школьников. Неблагоприятной тенденцией выступают обеднение и ограничение общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества,  низкий уровень коммуникативной компетентности.

Недостаточная социальная адаптивность отмечается у 30% детей младшего школьного возраста, неспособность разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, это связано с развитием виртуального общения.

Общаясь в интернет-пространстве в любой момент  можно прекратить общение, просто выйдя из сети. В итоге современный школьник не умеет ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать.

При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 50% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.

Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов:

увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в состоянии здоровья детей, влиянием СМИ, ухудшением социальных условий жизни, глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных отношений и не сложившимися отношениями со сверстниками, кризисом семейного воспитания, неорганизованность досуга ребенка (наличие свободного времени, в которое к ребенку, его окружению и его занятиям никто не проявляет должного внимания).

В нашем образовательном учреждении работа по коррекции данных проблем у школьников начинается с начальной школы по следующим направлениям:

1) консультационная работа с педагогами и родителями, направленная на повышение психолого-педагогической компетенции, снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей;

2) формирование у учащихся осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;

3) обучение учащихся отреагированию своего гнева в приемлемой форме, безопасным для себя и окружающих;

4) развитие позитивной самооценки, снижение тревожности;

5) обучение учащихся конструктивным способам поведения  и общения в проблемной ситуации.

Одним из эффективных методов работы, который я использую с  учащимися, является арт-терапия (это метод коррекции и развития посредством художественного творчества).  Арт-терапия предоставляет детям возможность свободно выражать свои чувства, в том числе агрессивные, в безопасной, социально допустимой форме.

Арт-терапевтические методы позволяют детям открыть в себе творческий потенциал, повышая свою личностную ценность, уверенность в себе, что содействует формированию положительной «Я-концепции». Использование арт-технологий позволяет стабилизировать эмоциональное состояние учащихся:

Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя, часто приводят к информационной перегруженности школьников.  Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Вследствие перегрузок у него наступает утомление, которое в свою очередь влечет за собой все признаки плохого поведения: капризы, раздражительность, повышенную возбудимость и т. д.

Таким образом, мной были обозначены лишь некоторые особенности и проблемы современных школьников. Несмотря на изменения, которые происходят в современном мире, дети всегда остаются детьми. Они умеют радоваться, любить, они открыты к общению. Современные дети смелые и стремительные, мобильные и разносторонние, с легкостью овладевают новыми современными технологиями, для них доступна любая информация. У современных детей больше возможностей развивать свои способности.

Каждое новое поколение уникально, каждый конкретный ребенок неповторим.

 

О.А. Янко, педагог-психолог МБОУ «Новопокровская ОШ».

 

Категория: Советы на все случаи жизни | Просмотров: 413 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0