[газета Кировец ]
Главная » 2018 » Июль » 30 » ПОДВИГ ЛЕТЧИКА-ИСПЫТАТЕЛЯ
11.39.40
ПОДВИГ ЛЕТЧИКА-ИСПЫТАТЕЛЯ

№29 от 19.07.2018 г.

Истинно счастлив бывает тот,

кто творит.

 

В 60-х г. ХХ столетия в Министерствах ВМФ и ВВС был решен вопрос о строительстве авианосцев и самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП).

В середине 1970 г. на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) в г. Николаеве был построен первый авианосец «Киев», а на авиационном заводе в г. Саратове был построен первый самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-36м. Наземные испытания самолета Як-36м проводились на базе аэродрома в/ч 15650 г. Ахтубинска. Одним из первых летчиков-испытателей в/ч 15650 был Васенков Виктор Владимирович. Были совершены сотни вылетов на испытания самолета. Системы и его конструкции совершенствовали, и он получил наименование Як-38м.

Для испытания самолета с авианосцев летный и инженерно-технический состав (ИТС) и материально-техническую базу перебазировали на наш аэродром «Кировское». На Кировском аэродроме самолеты испытывали как с бетонной взлетно-посадочной полосы (ВПП), так и с палубы кораблей.

Благодаря испытаниям самолета заводские конструкторы включили режим взлета с коротким разбегом (ВКР).

Возникла необходимость испытать этот режим в тропических условиях. Для этого на военно-транспортном самолете АН-22 (Антей) доставили на Дальний Восток, на аэродром «Пристань» два СВВП.

При облете самолета с коротким разбегом с бетонной полосы на аэродроме «Пристань» в воздухе возникла аварийная ситуация. Это случилось в среду 18 августа 1982 г., в день празднования дня ВВС.

Взлет с укороченным разбегом осуществляется подъемно-маршевым двигателем (ПМД) и включенными двумя подъемными двигателями (ПД-1 и ПД-2). При переводе сопел ПМД в горизонт, в системе автоматического управления (САУ-38) произошел сбой, и сопла ПМД в горизонтальное положение не встали. С работающими тремя двигателями Васенков совершил разворот самолета вручную, зашел на взлетно-посадочную полосу и посадил самолет. Колеса шасси лопнули  и самолет остановился. Согласно инструкции по наставлению производства полетов (НПП-78), летчик обязан путем катапультирования покинуть самолет. Отлично зная конструкцию самолета, аэродинамику, проявив хладнокровие, выдержку и мужество, Васенков сумел посадить самолет. Для этого ему потребовалось мгновение для принятия одного единственно верного решения – посадка неисправленного самолёта на ВПП. Надо было видеть лица обслуживающего персонала, когда после посадки самолета в журнале для подготовки  самолета (ЖПС) летчик-испытатель записывал: «Замечаний нет». Это наивысшая оценка техсоставу при подготовке самолета к полету. Это настоящий подвиг летчика-испытателя. Самолет остался цел, и летчик невредим. Техником самолета был Кленин В.Н. Какое было его внутреннее состояние? Как говорится, «душа ушла в пятки». С нами была группа конструкторов, гарантийщиков завода изготовителя. В короткий срок они устранили неисправность, и после облета самолета Виктор Владимирович посадил самолет на палубу авианосца ТАКР «Минск».

После замены колес и устранения неисправности в САУ, Васенков перегнал самолет на палубу авианосца «Минск».

За время летной работы Виктор Владимирович 15 раз находился в воздухе в сложнейших аварийных ситуациях. И только два раза путем катапультирования он покинул самолет. От неминуемого разрушения он спас 13 опытных и дорогостоящих образцов авиационной техники.

Возможность взлета самолета Як-38м с коротким разбегом в различных климатических условиях с палубы авианосца «Минск» проводили ведущие летчики-испытатели:

- от ОКБ А.С. Яковлева – Митиков Ю.И., Заслуженный летчик-испытатель СССР, участник боевых действий в Афганистане;

- от летно-испытательного института (ЛИИ) – Назарян В.В., летчик-испытатель;

- от 8 Управления ГК НИИ ВВС им. В.П. Чкалова – Хомяков В.П., Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР;

- от 3 Управления 8 ГК НИИ ВВС им. В.П. Чкалова – Васенков В.В., Заслуженный летчик-испытатель СССР.

Морской спасательный костюм (МСК) оранжевого цвета – фантастическая внешность летчика-испытателя. Когда смотришь на летчика-испытателя, одетого в этот костюм, с защитным шлемом (ЗШ-5А), сердце переполняется чувством гордости за создание конструкторами надёжного и практичного МСК.

Стремительный взлет самолета с палубы авианосца – это фантастика.

Для достижения желаемого результата взлета самолета с палубы авианосца, корабль доходил до берегов Вьетнама (г. Камрань). Командировка длилась более месяца.

Самолеты Як-38м (Як-38му) к полетам готовили специалисты инженерно-технической службы (ИТС): Боженюк В.А. – старший группы, Кленин В.Н., Грибовский Н.Я., Тюменцев П.В., Казановский В.П., Куликов В.Б., Калинин В.Л., Шерешов А.Ф. и автор этих строк.

С уверенностью можно сказать, что благодаря таланту летчиков-испытателей, инженеров-испытателей возможность внедрения взлета самолета Як-38м с коротким разбегом превратилась в действительность.

Хочется вкратце рассказать о лётчике-испытателе В.В. Васенкове.

Виктор Владимирович Васенков родился 14 сентября 1946 года.

После окончания Харьковского ВВАУЛ в 1969 году служил в строевых частях ВВС Одесского военного округа. В 1974 году окончил центр летчиков-испытателей. В 1978 году в г. Ахтубинске закончил филиал Московского авиационного института (МАИ). С 1974 г. по 1991 г. летчик-испытатель ГК НИИ ВВС им. В.П. Чкалова. В апреле-июне 1980 г. – участник боевых действий в Афганистане на самолете Як-38м.

В 1983 г. Васенков получил задание – испытать самолет Як-38м, взлет с коротким разбегом с палубы авианосца.

На авианосцах базировались самолеты (СВВП) Як-38м (Як-38му). В начале 80-х годов был введен новый взлет с палубы авианосца – взлет с коротким разбегом. На земле этот взлет испытали успешно. Надо было отработать ВКР

с палубы корабля.

Третий ТАКР предназначался для охраны морских рубежей на Дальнем Востоке с постоянным местом базирования во Владивостоке.

17 октября 1983 года отряд кораблей во главе с авианосцем «Новороссийск» отправился в дальний поход вокруг Африки. На корабле размещалась бригада испытателей из 32 человек. Возглавлял группу заместитель начальника 3 Управления инженер-испытатель полковник Ю.А. Кольцов, а лётную группу СВВП Як-38м (Як-38му) возглавлял командир авиационного испытательного полка 3 Управления (1981 – 1989 гг.) летчик-испытатель, полковник Виктор Владимирович Васенков.

Уже в конце октября 1983 г. Васенков совершил взлет с палубы авианосца «Новороссийск» в водах Атлантического океана. Посадка самолёта на палубу авианосца проводится по ВКР с проскальзыванием.

Перед Васенковым была поставлена задача – обучить летный состав, который базировался на авианосце взлету и посадке с коротким разбегом по «ВКР». Это позволило выдать рекомендации строевым частям.

С 1991 г по 1998 г. Виктор Владимирович – летчик-испытатель ЭМЗ им. Мясищева (1995г-1998 г старший летчик-испытатель).

За годы летной, летно-испытательной работы он освоил и принимал участие в испытаниях 83 летательных аппаратов и их модификаций.

Общий налет 3115 часов, из них более 1100 в качестве летчика-испытателя. Является участником 7 международных Авиасалонов.

С 13 августа 1987 г. Заслуженный летчик-испытатель СССР.

Звезду Героя России получил в 1998 году.

Военный поэт Михаил Фролов написал стихотворение, посвященное летчикам-испытателям:

Кто сам летал, тот верно знает,

Что значит пот до тошноты,

Полетов легких не бывает,

Не просто с небом быть на «Ты».

Эти строки относятся и к Виктору Владимировичу Васенкову.

Анализируя работу наших лётчиков-испытателей 70-80х г. ХХ столетия, можно с уверенностью сказать, что благодаря их лётному мастерству при выполнении тематического плана по испытаниям, современное поколение авиаторов отслеживает самолёты 5-го поколения, по своим ТТД (тактико-техническим данным) не уступающим образцам самолётов многих зарубежных стран.

Благодаря этому, Военно-воздушные силы в 2017 году были преобразованы в Военно-космические силы России.

В нашем 3-м управлении 8 ГК НИИ ВВС им. В.П. Чкалова проводились такие испытания:

- испытывали современные средства аварийного покидания самолётов, созданных в ОКБ Северинова Гая Ильича;

- большой объём испытаний авиационного морского оружия (торпеды, ракеты, глубинные бомбы);

- испытания современных бортовых измерений на современных типах самолётов и вертолётов;

- лётно-морская подготовка первых советских космонавтов;

- испытания средств приземления спускаемых космических аппаратов.

В заключение хочется вспомнить крылатое выражение: «Успех в воздухе куётся на земле» – закон повседневной жизни и деятельности лётного и инженерно-технического состава.

 

Г. Рогожа.

ОТЗЫВ

В статье «Подвиг лётчика-испытателя», автором Г. Рогожа коротко освещены тематические работы по испытаниям основных систем самолёта и его комплекса для внедрения их после испытания в новые образцы самолётов нынешнего поколения, уже пятого, новыми, доработанными в процессе испытаний новых конструкций авиационной техники наших ОКБ (отделов конструкторских бюро).

Эти работы проводились на базе Кировского аэродрома. Многие лётчики-испытатели, инженерный и технический состав, проживающий в Кировском районе, прочитав этот материал, с любовью вспомнят своих коллег по работе в 70-80 годы ХХ столетия и сердца их наполнятся радостью о прожитых годах. Вспомнят их фамилии, должности, свою молодость…

 

В.Н. Парахин, Заслуженный штурман-испытатель СССР.

 

Категория: Твои люди, район | Просмотров: 693 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0