[газета Кировец ]
Главная » 2020 » Октябрь » 12 » Посвящаю своей маме СКОРИКОВОЙ АЛЕКСАНДРЕ ПЕТРОВНЕ, учителю и завучу Красносельской восьмилетней школы
10.54.53
Посвящаю своей маме СКОРИКОВОЙ АЛЕКСАНДРЕ ПЕТРОВНЕ, учителю и завучу Красносельской восьмилетней школы

№40 от 01.10.2020 г.

Есть простая жизненная истина: без прошлого нет настоящего, а значит, нет и будущего. Вот о таком прошлом из жизни города Старый Крым я и хочу говорить. В 50 – 80-е годы прошлого века жила и работала, воспитывая и обучая подрастающее поколение, Красносельская 8-летняя школа. Называлась она так потому, что была расположена в селе Красном, плавно переходящем в город Старый Крым. Впрочем, какой-либо принципиальной разницы между ними ни в чём не было и нет по сей день, тем не менее, были и есть – город и село. И было две школы: Старокрымская средняя (то есть десятилетка) и Красносельская восьмилетняя – моя первая и любимая школа, в которой 40 лет проработала моя мама – Скорикова Александра Петровна.

 

Моя мама – русская, уроженка средней полосы России – Орловской области. Вместе со своими родителями она приехала по переселению в Крым после Великой Отечественной войны, в 1947 году. Родители мамы были простыми людьми: бабушка не имела никакого образования, работала только в молодости «у барыни горничной». Почему-то она говорила об этом с гордостью и с удовольствием рассказывала, как получала «у барыни 3 рубля» и как на них можно было много чего купить. Отец мамы был известным в городе закройщиком мужской одежды; помню, что шил военную форму для офицеров «военного городка», этот район так до сих пор и называют в Старом Крыму. Обшивал, конечно, дедушка и всю нашу семью. Дедушка был человеком грамотным, даже помогал нам с уроками. Вот так они и уживались: неграмотная бабушка и «учёный» (так говорила бабушка) дедушка, помогая маме воспитывать нас, так как она была очень занятым человеком.

Первое время мама работала пионервожатой в Красносельсельской школе, вышла замуж. Молодой семье был выделен маленький домик с глиняными полами, и в этом доме родился мой брат. Мама окончила Ялтинское педучилище в 1951 году и стала работать учителем. Семья росла, я родилась, и маме выделили дом побольше, тогда молодых специалистов на селе власти почитали. Этот дом папа много лет ремонтировал, перестраивал, так как семья у нас была немаленькая: мои родители, бабушка с дедушкой, и я с братом.

И именно из этого дома мы с братом видели, как горела мамина школа. Я и брат сидели на подоконнике окна, выходящего в сторону школы, и ревели в голос, так как боялись пожара, а в доме никого не было: родители и дедушка с бабушкой побежали к школе. Да тогда, наверное, всё село высыпало на пожар. Было это в 5 часов утра зимой 1960 года (если не ошибаюсь). Как потом уже узнали все, причиной пожара стали горящие, выпавшие из одной из печек, угольки. Так и осталась у меня в памяти картина: огромное пламя и плачущая мама. Так что учиться мне и брату первые годы пришлось в приспособленных помещениях города.

Надо сказать, что школу отстроили быстро, так как в 3-й класс я пошла уже в новую школу с большими светлыми классами, большим спортивным залом, столовой, трудовыми мастерскими и… тем же печным отоплением. Мама к тому времени окончила заочно Симферопольский пединститут им. М.В Фрунзе и стала преподавать русский язык и литературу в старших классах, вела также и классное руководство. До настоящего времени хранятся у меня фотографии первых маминых выпусков 50-60-х годов. Потом выпусков было много, но первые, естественно, запоминались больше всего. Мама вела не только преподавательскую работу в школе, но и была «общественницей»: участвовала в художественной самодеятельности в Доме культуры, в концертах города и села, проводила агитационные мероприятия во время выборных кампаний. А с 1966 года мама стала завучем в школе. Когда я об этом вспоминаю, говорю, пишу, то у меня в груди поднимается и волнуется что-то гордое и большое, потому что я подхожу к рассказу о самом главном в той маминой жизни, которую она посвятила школе, работая на должности не только учителя-словесника, но и заведующей всей учебной частью и внеклассной работой Красносельской школы.

Свой рабочий день мама начинала в 7 часов утра, занятия в школе с 8 часов, в две смены. Уходила мама из школы в 7 часов вечера. И закрывали школу вечером не технички, а директор и завуч. Что за необходимость, скажете? Да не необходимость причина этому, а огромная ответственность и принципиальность у руководства школы того времени. Я до сих пор помню, до сих пор ощущаю ту радость, которую мы испытывали с братом, если мама приходила домой в 5-6 часов вечера. У нас был праздник! Частенько я поглядывала, стоя у калитки своего дома, в сторону школы: не идёт ли мама домой? Мы с братом, подрастая, понимали мамину ответственную и важную работу, старались сами хорошо учиться и вести себя в школе правильно. Конечно же, были замечания и нам на уроках, особенно брату, как мальчишке, но мы очень старались поддерживать честь и достоинство мамы как учителя и завуча.

Свои уроки русского языка и литературы она проводила на высоком профессиональном уровне. Материал излагала громким, хорошо поставленным голосом. Речь её всегда была чёткой, ясной, доходчивой. Я не помню, чтобы мама сидела за столом, объясняла она материал всегда стоя, а, слушая наши ответы, ходила по классу между партами, следя и за дисциплиной учеников. К жестикуляции она прибегала редко, да ей это было и не надо: мы хорошо понимали её мысль, её речь. Учила мама нас так, как сказала совсем недавно  моя одноклассница: «Да твоя мама учила нас не только мыслить, но и уметь выразить  эту мысль! Мы вышли в жизнь грамотными людьми!».

Каждый вечер она готовилась к урокам: проверяла стопы тетрадей, составляла планы работ.  Планы, планы, планы – это было что-то, как, впрочем, и стопы тетрадей у нас дома. Но слово «планы» так и звучит у меня в голове, сколько же они забирали времени. Я говорила маме, зачем она их составляет каждый раз новые, переписала бы прошлогодние. Она только улыбалась и продолжала делать своё: вносить всё новое и современное в школьные материалы, чтобы уроки были интересными и плодотворными. А раньше компьютеров не было, и новые материалы надо было доставать из книг и собственной головы, если хотите. Каждый вечер я и мама сидели за столом: я готовила уроки, а мама составляла планы и проверяла тетради, в которые заглядывала и я, чтобы первой узнать об оценках своих одноклассников, но «тайну» не выдавала, потому что мама сама объясняла на уроках каждому: у кого и какая оценка и за что, кому какую тему надо подтянуть.

Первостепенной задачей у неё на уроках было донести до каждого ученика знания, новый материал, новую тему. А если она видела, что ученики не усвоили тему, то занималась с такими после уроков, конечно же, бескорыстно. Естественно, во все времена были нерадивые ученики, двоечники; с такими она тоже занималась дополнительно, по вечерам после работы ходила к таким учащимся по домам,  беседовала с их родителями об успеваемости, вернее неуспеваемости их детей. Это тоже имело свой результат.

Смешно, наверное, но помню, как мама забирала отстающих учеников, в том числе и наших с братом одноклассников, с улиц, с зимних катков и вела за руку их домой делать домашние задания. Как же они были недовольны! Высказывали нам с братом потом, дескать, ваша мать не давала нам гулять вволю. Я, конечно, бросалась на защиту своей мамы, за что двоечники прозвали меня «Александра №2». А я гордилась! Зато потом, спустя много лет, сколько же этих бывших двоечников, уже ставших взрослыми состоявшимися людьми, приходили к маме домой поблагодарить её за науку, за воспитание, за участие в их судьбе. Ведь я была свидетелем этого. Я помню мамино счастливое лицо в такие моменты. Я опять гордилась ею! Это ли не признание маминого труда?!

Забегая вперёд, должна сказать, что много маминых выпускников бывали у нас в доме после окончания школы и рассказывали о своих достижениях в жизни. Ну а тогда на маминых уроках требования в учёбе были одинаковы ко всем, в том числе и ко мне, так как русский язык и литературу она преподавала и у меня в классе. Вызывала она меня только так: «Скорикова, к доске». Это другим доставались имена, а мне только фамилия. Я понимала, что так надо.

Мама всегда была очень строгой, требовательной,  принципиальной на работе. Говорили тогда, да и сейчас всё ещё вспоминают, что её побаивались. Как сказала одна бывшая мамина ученица, моя ровесница: «Не боялись, а уважали!» И уважали тогда всех учителей. В те времена учитель, тем более на селе – это личность, это величина, это гордость.

Дома, в быту, мама была простым и доступным человеком. К ней приходили домой родители поговорить по вопросам  воспитания и учёбы своих чад, приходили просто побеседовать, получить совет по проблемам дальнейшей учёбы своих детей. У родителей было много друзей, среди которых и учителя, и соседи, и односельчане. Они любили маёвки в лесу на праздники, концерты художественной самодеятельности в сельском клубе, принимали гостей дома. И тогда мама была весёлая, озорная. Ну а уж детворы во дворе более, чем у нас, не было ни у кого в селе. Дотемна носились по двору вокруг дома, играя в «войнушку» и прятки. Папа частенько заставлял нас с братом убирать последствия таких игр, вроде того: «Ну, а теперь собирайте всю деревню и наводите во дворе порядок!» Приглашала мама и своих учеников домой для просмотра телепередач (тогда телевизоры были ещё большой редкостью) развлекательного плана (вспомните «Будильник», редкие тогда мультики), а также художественных фильмов по произведениям писателей, изучаемых в школе.

Помню, мама привела 7-й класс смотреть фильм «Молодая гвардия», поставленный по роману А. Фадеева. Сидели на стульях, кроватях, на полу. Мне, как хозяйке, досталось место за этажеркой, откуда пришлось фильм смотреть «одним глазом». Зато, как же было приятно, как хорошо! Я гордилась и мамой, и собой, да всей своей семьёй. Вот так «боялись»  нашу маму, которая, кстати, была депутатом местного совета нескольких созывов. И к этой общественной работе она тоже подходила с ответственностью, принципиальностью и энтузиазмом.

Я ничуть не преувеличу, если скажу, что мама была одним из лучших завучей Кировского района. Сочетать работу учителя-словесника и завуча, конечно, непросто. Но, видимо, маме это удавалось, раз она была на этой должности завуча 20 лет, до самого закрытия школы в 1987 году, когда построили новую школу – единую для города и села. Мама работала с 3-мя директорами: Зубенко Марией Ивановной, Пугачёвым Василием Григорьевичем и Чернявским Юлием Константиновичем. Мама срабатывалась со всеми директорами, но особенное взаимопонимание было у неё с Марией Ивановной, которая тоже славилась как педагог и директор и в районе, и в области.

Вдвоём директор и завуч при активном участии и поддержке всего учительского состава того времени вывели Красносельскую школу вперёд, на первые места по многим показателям: учёбе учащихся, преподавательской деятельности, внеклассной работе не только на районном, но и на областном уровне. Я это знаю точно! Я ведь подрастала, и, как девочка, больше находилась рядом с мамой, больше стала разбираться во всём, слышала её разговоры, видела работу директора и завуча и делала выводы. Да есть ещё и жители города и села Красного, которые тоже помнят это. В Красносельскую школу приезжали учителя из разных школ района перенимать опыт работы Марии Ивановны как директора и учителя истории, мамы как завуча и учителя русского языка и литературы, других учителей по их предметам. Я помню все эти открытые уроки, слёты учителей в нашей школе и до сих пор горжусь своими учителями и своей Красносельской  школой!

Спустя столько лет я хочу высказать благодарность, поклониться  всему коллективу школы того времени. Многих уже нет, и тем не менее я позволю себе, я просто чувствую обязанность назвать учительский состав коллектива того времени: Кан Юрий Николаевич, Ромашкевич Татьяна Сергеевна, Шеренец Людмила Христофоровна, Воротилова Клавдия Михайловна, Кракович Светлана Михайловна,  Жадан Николай Тихонович.   Авакова Ирина Яковлевна, Цыплакова Валентина Онуфриевна, Ляхова Людмила Петровна, Воронина Серафима Александровна, Гордеев Леонид Иванович, Хачиков Анатолий Петрович, Зинченко Галина Фёдоровна, Филимоновы Елена Ивановна и Виктор Григорьевич, Кудряшова Вера Васильевна, Пехлак Людмила Викторовна, Волгаева Ольга Васильевна, Митина Вера Глебовна (моя первая учительница).

Не могу не сказать и о библиотекаре школы – Роговой Валентине Александровне. Не имея своих детей, она всю свою любовь отдавала чужим, ученикам школы.  Немного такой любви досталось и моему старшему сыну, которого она нянчила в возрасте 2-х лет, когда я сдавала государственные экзамены в институте, а моя мама принимала экзамены у своих учеников.

В библиотеке у Валентины Александровны всегда царили уют и тепло, здесь всегда было много учеников: выбирали книги, читали и даже делали домашние задания, в чём она часто помогала. Особенно вились вокруг неё ученики младших классов, всем она уделяла внимание, для каждого находила ласковое слово. С большим энтузиазмом и инициативой участвовала она и во всех внеклассных мероприятиях.

Вспоминаю уроки многих учителей нашего времени. Кан Юрий Николаевич – всегда спокойный, сдержанный учитель физики, вызывал у нас доверие к себе и интерес к своему предмету. Татьяна Сергеевна Ромашкевич – добрый и отзывчивый учитель математики, прощала нам шалости на уроках, мальчишки особенно её любили. Зато молодой специалист Шеренец Людмила Христофоровна на уроках биологии и химии держала нас в «ежовых рукавицах». Да и нельзя было по-другому, ведь она только окончила институт и пришла на работу как молодой специалист, а мы, уже старшеклассники, отнеслись к ней  скептически: что она, такая молодая, немногим старше нас, сможет нам дать? И такие давала уроки, что химия и биология стала любимыми предметами у многих моих одноклассников. У меня точно! Кстати, она об этом и не знает. Уже во время учёбы в мединституте я занимала призовые места на олимпиадах по химии. Мои дети и внуки знают, что мой любимый предмет – химия до сих пор, хотя училась я отлично по всем предметам. И это всё – оттуда, из моего детства, из моей любимой школы, от моих учителей.

На уроках географии Пугачёв Василий Григорьевич не только интересно излагал учебный материал, но и делился с нами впечатлениями о своих путешествиях по стране, а мы слушали его с открытыми ртами и восторженными глазами. Наш классный руководитель – Авакова Ирина Яковлевна, преподаватель немецкого языка, внешний вид имела довольно строгий и даже суровый, но нам она была и учителем, и наставником, и другом даже спустя много лет после окончания школы. И, конечно же, так и стоит перед глазами образ нашего директора – Зубенко Марии Ивановны. Всегда статная, с гордой осанкой, она заслужила любовь и доверие своих учеников, их родителей и всего города.

Любовь и уважение к учителям я пронесла через всю жизнь, передала её детям и стараюсь передать внукам. Мои родные знают моё кредо в этом отношении: учитель всегда прав! И поэтому, организовывая встречи одноклассников раз в 5 лет, я и мои сверстники приглашаем обязательно учителей. На нашей последней встрече (2018 год) присутствовали: Ромашкевич Татьяна Сергеевна, Шеренец Людмила Христофоровна – учителя Красносельской школы; Осипова Тамара Кирилловна и Юрченко (Куманок) Надежда Григорьевна – учителя Старокрымской школы. Как жаль, что так мало осталось наших педагогов.

У моей мамы как у завуча было много обязанностей, в том числе и составление планов, только теперь для завуча, составление расписания уроков. Помню муки мамы над расписанием: надо же было учесть всё, в том числе и пожелания учителей, кому и когда поставить уроки, «окно» (свободный урок) в расписании, дать свободный день и т п. Коллектив был слаженный во всём: в квалификации, дисциплине.  Учителя давали такие знания, что нам не стыдно было выпускаться из школы и идти учиться дальше: в училища,  техникумы, а кто в 9-й класс Старокрымской средней школы. Так вот, учителя этой школы высоко ценили уровень знаний «красносельцев», в том числе по русскому языку и литературе. Никогда и нигде не посрамил честь нашей школы и учителей!

Мама, бывая в Старокрымской школе по вопросам работы, всегда интересовалась учёбой своих выпускников и оставалась довольной. А сколько красносельцев выходили победителями районных олимпиад и ездили на областные защищать честь школы и там занимали призовые места! Да, высокий профессионализм, честь и достоинство – главный этический кодекс наших учителей.

Обязанности у мамы как у завуча были многочисленные: посещение уроков всех учителей, оценка их труда, подготовка и проведение педсоветов, поездки в другие школы по обмену опытом, частые посещения районо в посёлке Кировское, куда было не добраться ни туда, ни обратно. Со всем справлялась моя мама! Поэтому был интерес у многих: почему же мама не стала директором школы? Да и у меня самой возникал такой вопрос. А ответ на это был однозначный, в то время запретный и обсуждаемый только в кулуарах: мама не была членом Коммунистической партии. Поэтому назначались директора-коммунисты, а она оставалась бессменным завучем. Но в партию не вступала, как ей не советовали ни учителя, ни друзья, ни даже в районо. Более того, она была верующей, только это скрывалось, поэтому бабушка пасхальные куличи пекла тайно, в русской печи за домом, зато как же пахли «тайные» бабушкины пасхи на всё село! Я до сей поры чувствую этот вкусный ванильный запах. Кстати сказать, не являясь членом партии, мама проводила политзанятия в совхозе «Старокрымский» для его работников.

Остаётся рассказать мне ещё о том, что мама была ещё и завучем по внеклассной работе. Это она организовывала по субботам вечера в школе, и сама всегда на них присутствовала: а кто же будет следить за порядком, кто продумает, как дети вечером пойдут домой, кто школу закроет? Я не шучу, так оно и было. Так что и в выходные дни мама работала, не считаясь со своим личным временем, и тогда папа подключался к нашему воспитанию. 

Мы испытывали, конечно, некоторый дефицит маминого внимания, но никогда не обижались, напротив, сами чувствовали ответственность вместе с мамой и старались ей помочь хорошими учёбой и дисциплиной, участием во внеклассных мероприятиях. Я была секретарём комсомольской организации школы и вела соответствующую общественную работу. И в этой работе моим учителем был Николай Тихонович Жадан – секретарь партийной организации школы, опора директору и завучу в идейно-воспитательной работе. Брат был постоянным участником спортивных состязаний, районных соревнований «Орлёнок» и «Зарница», программа которых включала в себя разнообразную тематику: военную, спортивную, медицинскую и патриотическую.

Да, патриотизм тогда был высокий, настоящий и, пожалуй, сродни тому, который сейчас возрождается в нашей великой России. На праздники, посвящённые 9 Мая, Дню пионерии проводились  соревнования между школами района, и мама и директор так готовили школу, что она всегда занимала первые места, обходя именитые десятилетки: Кировскую, Яркополенскую, Старокрымскую, Льговскую, Золотополенскую. Помогала в этом школе воинская часть, расположенная около села Первомайское, и которая стала нашим шефом. Наша школа даже защищала честь Кировского района на областных соревнованиях и одерживала победы.

Слава о Красносельской школе была заслуженной, многолетней, справедливой!  А какие демонстрации устраивала наша школа на 1 Мая и 7 Ноября (День Великой Октябрьской социалистической революции). Тогда это были великие праздники: на улицы выходил весь город и смотрел, кто же лучше пройдет на параде: красносельцы или старокрымская школа. С какой радостью, восторгом и гордостью мы воспринимали мнение города: красносельцы опять лучше. Наша школа не просто проходила ровным строем по центральной улице города, наша колонна всегда красочно оформлялась. Если это было Первое мая, то тематика колонны была весенней: много цветов, зелени, красочных костюмов. Помню себя 5-летнюю в белом платьице, сидящую в искусственном картонном тюльпане в качестве тычинки или пестика, а рядом стоит мама и переживает, чтобы эта «тычинка» не вывалилась из тюльпана. Моей гордости не было предела: все на нас смотрят, на меня и мою мамочку. Теперь показываю этот момент на фотографии своим  внукам, да, по правде сказать, не только им. Другой пример: на 7 Ноября в колонне шла группа девочек в военной форме, в красных косынках на голове, с кобурами на талиях. «Женский батальон смерти» (который действительно был в России во время Первой мировой войны) – так окрестил город наш отряд. Находили своё отражение на этих демонстрациях и политические события того времени. Как-то, по моему на Первое мая, в колонне школы «плыл» корабль, на котором стояли «бородатые матросы» во главе с  «Фиделем Кастро». Тогда это было время дружбы Советского Союза и Кубы. Сколько же ребят хотели быть «кубинцами» и «плыть» на этом корабле, ведь интересно и почётно. Это надо было заслужить!  Знаю, как ломали голову многие, в том числе и мои родители (папа с большим воодушевлением помогал маме), как же такой корабль сделать, из чего? И сделали его совместно учителя и родители, которые любили школу, уважали учителей и помогали им во многих начинаниях. Как не гордиться родной школой?!

К 23февраля и Дню Победы мама совместно с классными руководителями организовывала рейды пионеров и комсомольцев к участникам войны с целью оказания им физической помощи: наколоть дров, подмести двор, вынести мусор. Люди выражали свою благодарность нам. Даже в будние дни, когда проводились родительские собрания, обязательно готовилась концертная программа силами учеников для родителей, которые с удовольствием смотрели наши концерты, и участвовать в которых считалось большой честью для нас. Да, тогда пионерские и комсомолькие организации гремели своей деятельностью. Сейчас всё это немодно и незаслуженно забыто. Напомню, что наша пионерская дружина носила имя «Молодой гвардии» и своей деятельностью оправдывала это высокое звание!

Всё наше не учебное время было занято не только беготнёй да играми, но и интересными и полезными делами. Очень запомнились нам поездки на каникулах в Москву, Ленинград, Минск. Деньги на эти поездки зарабатывали мы, работая в совхозе «Старокрымский» на винограднике, обрезая и подвязывая его весной и собирая урожай осенью, и часть средств давали родители. Организовывала эти поездки моя мама и участвовала в них сама вместе с классными руководителями: ответственность за детей была огромной. А мы опять ждали маму домой. Тогда учителя, и особенно классные руководители, жили одними интересами, одними идеями со своими учениками и никогда не считались со своим личным временем.

В основном, все мероприятия общественного характера проводились в выходные и праздничные дни. На День пионерии (был такой 19 мая) наша первая учительница Митина Вера Глебовна привела наш класс через многочисленные «посты», где нам задавали вопросы старшеклассники-комсомольцы  на тему истории родного края и мы получали за ответы баллы, к Армянскому монастырю. Вот здесь-то и разгорелась основная борьба за красочное оформление стола для друзей. Наша учительница придумала следующее: блюда оформили в виде корабликов с флагами союзных республик, получилось «15 республик – 15 сестёр» – так тогда назывался наш великий и могучий Советский Союз. Девиз нашего творчества: «Все флаги будут в гости к нам!» (помните, «Медный всадник» А.С. Пушкина). Кстати, далее в стихотворении следует: «… и запируем на просторе». Потом, конечно, «пировали» ели наши блюда, пели, танцевали, ведь мы заняли первое место в этом соревновании. Как счастлива была наша любимая учительница, как горели глаза у нас! И так бывало всегда на наших праздниках! Поэтому, наверное, и помнится это. 

Многочисленные «огоньки», концерты на праздники, соревнования спортивные и военно-патриотические – вот ещё чем жила, кроме учёбы, Красносельская школа, которой мама посвятила свою жизнь. Необыкновенно работоспособная, энергичная, эмоциональна, сильная во всех отношениях, она успевала всё. И ещё была бессменным секретарём избирательной комиссий во время избирательных кампаний (не председателем всё по той  же причине – не член партии). И ещё она участвовала в художественной самодеятельности, очень хорошо пела. Об этом помнят и учителя, и жители города, и мои сверстники. У неё был уникальный голос, очень высокий, наверное, оперный. Другого такого голоса я в своей жизни не встречала. Когда пою я, то говорят, что это у меня от мамы. Нет, мой голос, как это сейчас модно говорить, «отдыхает».  А пою я её любимые песни: «Ивушка», «Белым снегом»,  «Уральская рябинушка», «На закате ходит парень» и многие другие, лирические  и задушевные.

Через всю жизнь мы с братом пронесли любовь и уважение к маме. Мы всегда гордились ею. Любили и уважали её и учителя, и ученики, односельчане, горожане. Её труд отмечен многочисленными грамотами, благодарностями. Ей было присвоено звание «Отличник образования», «Ветеран труда».

Мама тяжело переживала уход на пенсию: она была какой-то потерянной, и понадобилось время, чтобы она восприняла новый этап своей жизни. Но слёз я у неё не увидела, как, впрочем, и раньше в трудные моменты её жизни. Она не смогла работать не в «своей» школе и не приняла неоднократные предложения вернуться в новую школу преподавателем русского языка и литературы, а стала заниматься домашним хозяйством, внуками, разводила цветы.

Я научилась у мамы принципиальности в работе, требовательности, прежде всего, к себе, а потом к подчинённым, научилась высокой трудоспособности и ответственности, которые сохранила до настоящего времени на должности врача, заведующей отделением. Нескромно, скажете? А мне уже почти 65 лет, скромничать некогда, да и врать себе в таком возрасте не позволю. А может быть, и это я унаследовала от мамы? Тогда тем более горжусь!

Мы с братом очень любим родительский дом в селе Красном, смотрим за ним. И растут во дворе нашего дома берёзки, которые посадили наши родители, они напоминали им родину – Орловщину и Ростовщину, откуда они родом. Прохожие тоже заглядываются на родительские берёзы, которым уже 50 лет. Это тоже память о наших дорогих родителях!

Что же касается школы сейчас... Ничего от неё не осталось: разобрали здание по кирпичику и в прямом, и в переносном смысле. Теперь там пустырь и жилые дома. Но когда я прохожу мимо, то так и представляю свою родную школу, тополя вокруг неё, а с южной стороны – клумбы с розами и аллею туй, высаженных с любовью нашими учителями и моими сверстниками.

Мой младший сын получил второе высшее образование, окончив заочно факультет «Физическое воспитание» Таврического Национального Университета и пошёл работать  учителем физкультуры. Когда я, было, заикнулась, что может быть не надо, он ответил: «Нет, это бабушка меня благословляет и поддерживает «оттуда»!»

Когда я рассказываю своей внучке о маме, показываю её фотографии, она, подперев щёчку рукой и глядя на меня круглыми глазёнками, восторженно спрашивает: «Это была твоя мама, моя прабабушка?!» Да, моя внученька, была, есть и будет всегда со мной моя мама.

 

Татьяна Алексеевна Можаева (Скорикова), г. Белогорск.

Категория: Твои люди, район | Просмотров: 258 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 3.5/2