[газета Кировец ]
Главная » 2014 » Февраль » 20 » Право на доверие
14.21.18
Право на доверие

№8 от 20.02.2014 г.


(Продолжение. Начало в № 7)

Совместные (МАП и МАП) Государственные лётно-морские испытания вертолёта Ка-25БШЗ в 3 Управлении ГК НИИ ВВС были проведены с 15 октября 1973 года по 19 апреля 1974 года. Что характерно, эти испытания проводились в самое холодное время года.
Приказом Главнокомандующего ВВС в 3 Управлении была назначена бригада по испытаниям вертолёта Ка-25БШЗ. Ведущим инженером по вертолёту Ка-25БШЗ был назначен инженер подполковник И.Н. Смородский, ведущим лётчиком - лётчик-испытатель 1-го класса полковник Н.К. Швыдкий, ведущим штурманом – штурман-испытатель В.Н. Парахин.
Бригада по испытаниям вертолёта Ка-25БШЗ, в том числе и два лётных экипажа прошли программу переучивания на вертолёт на базе Феодосийского филиала Ухтомского вертолётного завода им. Н.И. Камова в августе 1973 года. 28 августа я сдал зачёты по вертолёту Ка-25БШЗ, о чём было записано в моей лётной книжке.
На нашем этапе испытаний вертолёта Ка-25БШЗ в полётах мы должны были проверить: приём от корабля буксируемого шнурового заряда с системой плавучести длиной 600 метров; буксировку и укладку буксируемого шнурового заряда в заданном районе; буксировку и передачу на корабль системы плавучести; подрыв по радиолинии шнурового заряда, уложенного на грунт моря. Одновременно перед нами стояла задача по оценке безопасности полёта при буксировке шнурового заряда и обрыве буксировочного троса.
Облёт по приёмке вертолёта КА-25БШЗ на испытания в 3 Управлении я с полковником Н.К. Швыдким выполнил только к 6 декабря 1973 года. Промышленность долго устраняла замечания, выявленные инженерами-испытателями нашей бригады.
И только в начале января 1974 года, после устранения замечаний на вертолёте, бригада приступила к испытаниям.
Вначале испытаний мы определяли тяговые усилия и характеристики работы двигателей вертолёта "на привязи” к трактору-бульдозеру на аэродроме "Кировское”. Смотреть за нашим полётом со стороны выглядело несколько смешным (вертолёт пытался буксировать бульдозер, который упирался в землю своим ковшом). Затем, после этих тренировок, мы перешли к полётам на море.
В начале января 1974 года стояла довольно холодная погода. Морозы доходили до двадцати градусов. В этих условиях нам приходилось работать в морских спасательных костюмах МСК-3М без обогрева их тёплым воздухом от системы вентиляции, становилось довольно холодно.
Перед выпуском буксировочного троса, я открывал бомболюки и трос длиной 25 метров с замком на конце, уложенный в специальные "соты”, под собственным весом выпадал и высвобождался из них на всю длину (второй конец троса крепился к балочному держателю вертолёта). Затем, согнувшись, я "по-пластунски” переползал по балочному держателю в хвостовую часть вертолёта на своё второе рабочее место. Такую "операцию” я выполнял и в обратном порядке (всего четыре раза за полёт – приём и передача шнурового заряда или системы плавучести).
В процессе проведения испытаний у нас в одном из полётов произошёл непреднамеренный разрыв троса ("рвушки”), при буксировке шнурового заряда при большой бальности моря (сильные рывки). Вертолёт резко пошёл в разгон с набором высоты, но при этом, запасов органов управления вертолётом было достаточно, чтобы перейти в нормальный горизонтальный полёт. Мы выполнили ещё специальный полёт на обрыв троса ("рвушки”) на привязи к трактору. Всё сработало штатно. Безопасность продолжения полёта вертолёта обеспечивалось.
В целях проверки безопасности работ при тралении, на завершающем этапе испытаний была выполнена буксировка боевого шнурового заряда с последующей его укладкой на грунт и подрыв по линии телеуправления в районе морской акватории Чёрного моря (район сухопутного полигона "Чауда”).
Этим ответственным экспериментом на заключительном этапе испытаний вертолёта Ка-25БШЗ руководил начальник 3 Управления ГК НИИ ВВС Герой Советского Союза генерал-майор авиации А.В. Пресняков, находясь на командном корабле в районе подрыва буксируемого шнурового заряда (БШЗ).

В.Н. Парахин, заслуженный штурман-испытатель СССР, 
г. Феодосия, февраль 2014 г.

Продолжение следует.

Категория: Разное | Просмотров: 541 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0