[газета Кировец ]
Главная » 2014 » Февраль » 27 » Право на доверие
12.29.45
Право на доверие

№9 от 27.02.2014 г.


(Продолжение. Начало в № 7,8)

18 апреля 1984 года Чёрное море было спокойным. После отбуксировки шнурового заряда и укладки его в заданном районе, корабль управления и вертолёт под нашим с Н.К. Швыдким управлением заняли свои безопасные дистанции от района подрыва.

Когда с командного пункта полигона "Чауда” на борт вертолёта поступила команда на подрыв буксируемого шнурового заряда, уложенного на глубине 20 метров, я по системе телеуправления выдал сигнал на его подрыв (вставил в шифратор "красную вилку” и нажал красную кнопку "Подрыв”). На всю длину шнурового заряда (600 метров) поднялась вода ("султан”) высотой в несколько метров. Вскоре поверхность моря была спокойной. Только большим пятном на солнце серебрилась оглушённая взрывом рыба.
Это был первый в СССР подрыв боевого шнурового заряда с вертолёта Ка-25БШЗ.
По результатам проведенных Государственных испытаний вертолёт Ка-25-БШЗ был рекомендован для принятия на вооружение авиации ВМФ, после устранения определённых недостатков и дефектов в установленные сроки. Акт испытаний утвердил начальник 8 ГК НИИ ВВС генерал-полковник Н.А. Гайдаенко 8 мая 1974 года.
30 апреля 1973 года Главного конструктора ОКБ Н.И. Камова, С.В. Михеева пригласили в Главный штаб ВМФ и сообщили ему, что между СССР и Египтом подписано Соглашение об оказании помощи по разминированию Суэцкого канала. Командованию ВМФ была поставлена задача: "9 мая 1974 года шесть вертолётов Ка-25БШЗ должны быть на палубе корабля проекта 1123 «Ленинград», идущего в составе соединения кораблей на разминирование в АРЕ”.
Задание было выдано по всем инстанциям, и уже 30 апреля из авиационного полка ПЛО базы ВМФ "Донузлав” (Крым) на Ухтомский вертолётный завод (УВЗ, г. Москва, "Ухтомка”) перегнали шесть вертолётов Ка-25ПЛ для переоборудования их в Ка-25БШЗ. Все первомайские праздники на вертолётном заводе велись работы по переоборудованию вертолётов Ка-25ПЛ. 3 мая вертолёты Ка-25БШЗ были готовы к облётам с новым составом оборудования, а 9 мая были перегнаны на аэродром "Донузлав”.
Члены испытательной бригады, в том числе и мы с Н.К. Швыдким, вместе со специалистами Феодосийского Филиала УВЗ в эти праздничные дни занимались переучиванием лётного и инженерно-технического состава 33 Центра боевого применения авиации ВМФ (г. Николаев) на вертолёт Ка-25БШЗ. В ходе программы переучивания мы с Н.К. Швыдким выполнили вывозные полёты лётных экипажей Центра на вертолёте Ка-25БШЗ и дали допуска к полётам на траление. Эти экипажи должны были выполнять боевые траления в Суэцком канале. Мы с Н.К. Швыдким, к сожалению, в этих работах не участвовали ввиду того, что был строгий запрет на выезд за границу испытателям нашего ГК НИИ ВВС им. В.П. Чкалова.
9 мая 1974 года командир крейсера "Ленинград” докладывал Министру Обороны СССР и Главнокомандующему ВМФ о готовности корабля с вертолётами Ка-25БШЗ на борту к походу.
Но, несмотря на бурное начало, операция была приостановлена из-за того, что Турция до середины июня 1974 года не давала согласия на проход советских кораблей через пролив Босфор. Зато экипажи вертолётов Ка-25БШЗ получили возможность полетать с крейсера "Ленинград” и выполнения тренировочных полётов на траление, отработать методику боевого применения шнурового заряда.
15 июня 1974 года отряд кораблей в составе крейсера "Ленинград” (на борту было шесть вертолётов Ка-25Бшз и пять вертолётов Ка-25ПЛ), противолодочного большого корабля (ПБК) "Скорый” и танкера "Чиликен” покинул город-герой Севастополь и взял курс на Средиземное море через пролив Босфор. Далее курс лежал через Атлантический океан вокруг Африки, к Суэцкому каналу.
Там крейсер "Ленинград” ждали корабли-тральщики Тихоокеанского Флота. 11 августа 1974 года экипажи тральщиков вертолётов Ка-25БШЗ приступили к боевому тралению и подрыву шнуровых зарядов "БШЗ-600”. Работа была сложной и опасной. В тех местах, где тральщики не могли пройти (мешали коралловые рифы, не позволяла глубина), в работу по разминированию включались вертолёты Ка-25БШЗ. Особенно эффективно буксируемые шнуровые заряды применялись против донных мин.
Более 100 вылетов выполнили экипажи вертолётов Ка-25БШЗ, занимаясь минно-тральными работами. Спустя три месяца Суэцкий канал был очищен от мин и вновь был судоходным. До 20 сентября 1974 года все работы по разминированию были выполнены, и 6 декабря этого же года Севастополь встречал отряд кораблей во главе с крейсером "Ленинград” торжественно, с оркестром и цветами.
В целом первое в СССР боевое применение вертолётов Ка-25БШЗ в качестве тральщиков авиации ВМФ прошло без аварий и катастроф.
И в это дело свой непомерный вклад внесли испытатели и специалисты 3 Управления 8 ГК НИИ ВВС им. В.П. Чкалова.

В.Н. Парахин, 

заслуженный штурман-испытатель СССР,
г. Феодосия, февраль 2014 г.
Категория: Разное | Просмотров: 636 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0