[газета Кировец ]
Главная » 2014 » Июнь » 23 » Русский лад
08.27.42
Русский лад

№25 от 19.06.2014 г.

В преддверии дня России, 10 июня т.г., в Литературно-художественном музее-филиале КРУ КЭИКЗ «Киммерия М. А. Волошина», открылась выставка «Русский лад».  На ней представлено около 400 матрешек из коллекции жителей Старого Крыма Михаила и Светланы Рямбовых.
Семья Рямбовых начала собирать матрешки с  1981 года. Первый экспонат, положивший начало большой коллекции, был приобретен  во время поездки Михаила Борисовича  в Москву. Теперь в их  коллекции есть  работы профессиональных художников и народных мастеров производства матрёшки России, Украины, Белоруссии. Каждая деревянная куколка из коллекции  по-своему уникальна.
На открытии выставки звучала музыка в исполнении воспитанницы старокрымской музыкальной школы  Анастасии Ткаченко (рук. Светлана Сысоева). Песню на стихи Сергея Есенина исполнил музыкант Никита Крыгин (г. Москва).  Поэтическое поздравление представили жительницы Старого Крыма Людмила Касперович и Маргарита Костикова. Со словами благодарности выступили  Михаил и Светлана Рямбовы. А сотрудники музея подготовили интереснейшие рассказы об истории появления в России матрёшки, которая со временем сделалась не только игрушкой, но  и русским  символом.
Матрешке уже более ста лет. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века, она родилась в мастерской издателя, переводчика, владельца типографии и коллекционера русской живописи А. И. Мамонтова. Мамонтов приглашал в свою мастерскую мастеров-игрушечников, от которых требовал изобретательности и большой фантазии в создании игрушек. Чтобы расширить кругозор мастеров, в мастерскую выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Особенно популярным в то время было искусство стран Востока, в частности – японское изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Так, с острова Хонсю была завезена знаменитая предшественница и прообраз русской матрешки – фигурка добродушного и веселого старичка – буддийского мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую.
Эта японская игрушка была забавной и уж очень подходила к русскому вкусу, напоминая пасхальные деревянные яйца, которые точно так же вкладывались одно в другое. Выточить эту игрушку поручили потомственному мастеру-игрушечнику В. П. Звездочкину, а роспись первых образцов матрешек была поручена С. В. Малютину, который в то время по поручению А. И. Мамонтова иллюстрировал детские книги.
Русскую деревянную куклу прозвали Матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена считалось одним из наиболее распространенных женских имен, в основе которого лежало латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Матрешка – это матрона, достойная женщина, мать семейства, уважаемая госпожа. Это символ семьи, многодетности. 
Массовое производство матрешек началось в Сергиевом Посаде. В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. 
Выставка  будет  работать до середины августа.

 О. В. Кузнецова, заведующая 
Литературно- художественным музеем,  г.Стырый Крым.

Категория: Новости культуры | Просмотров: 594 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0