[газета Кировец ]
Главная » 2011 » Ноябрь » 25 » Старый Крым - последняя обитель…
13.20.19
Старый Крым - последняя обитель…
20 ноября текущего года исполняется 20 лет, как ушла из жизни советская поэтесса Юлия Владимировна Друнина. Ее творчество можно без преувеличения назвать поэзией человеческого достоинства. Это тот редкий случай, когда поэт пишет, как живет, и живет, как пишет. И тогда стихи становятся поступками. Ее стихи о вечном: мире, войне, любви. В них нежность, честность и чистота, в них нет пафоса и театрального героизма. На ее стихи откликались люди разных поколений, профессий, интересов.
«Господи, спаси Россию!»
Это последние строки, написанные Друниной.
20 ноября 1991 года, день, выбранный Ю. Друниной среди остальных безликих осенних дней для того, чтобы сделать все в последний раз. Написать последние строки, совершить последнюю короткую прогулку по такой знакомой тропинке от дачного крыльца до дачного гаража и сделать свой последний вдох. И вот он долгожданный сон, которого она не знала уже много месяцев, а может, и лет - вечный сон.
«Почему ухожу? По – моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, имея крепкий личный тыл.… А я к тому же потеряла два своих главных посоха: ненормальную любовь к Старокрымским лесам и потребность творить».
Это письмо Юлия Друнина адресовала Владимиру Савельеву, редактору своей новой рукописи. Уход из жизни Друнина продумала до мельчайших подробностей. Это была не случайная вспышка отчаянья. Она оставила около десяти предсмертных записок: близким, в Союз писателей, в милицию, душеприказчице Виолетте Орловой.
«А теперь, пожалуй, самое сложное. После кремации урну нужно отвезти в Старый Крым и захоронить под плитой Алексея Яковлевича, понимаешь? Я бы с удовольствие сделала это сама, но …»
Алексей Яковлевич Каплер – муж Друниной, любимый и родной душе человек, был старше Юлии на 20 лет. Он был для нее и жизненным посохом, и защитной броней. Ушел Каплер из жизни еще в 1979 году. Но не ушла из жизни неподвластная тлену его любовь к ней. Осталась в жизни и незатихающая ее любовь к нему. Два сердца, навсегда связанные со Старым Крымом, протянувшие друг к другу незримую, тонкую нить нежного чувства. А. Каплер - «Сказочный принц», который «стянул с Друниной солдатские сапоги и переобул в хрустальные туфельки». Юлия так и не смогла заполнить зияющую пустоту в своем доме и сердце, потерявшем причал в другом родном сердце. Она не жила, она лишь присутствовала в жизни других. Говорят, души горячо любящих друг друга людей соединяются после смерти. Не в этом ли ищет успокоение израненное сердце?
Но не только в этом причина добровольного ухода Ю. Друниной из жизни. В одном из последних стихотворений «Судный час» есть строки:
«… как летит под откос Россия
Не могу, не хочу смотреть!»
Вот ее истинный «личный тыл», ее нестерпимая рана, ее любовь к Родине, которую она так отчаянно защищала в рядах Красной армии во время Второй мировой войны. Ее фатумом, роком стала перестройка, крушение прежних идеалов. Рухнуло все, чему она верила и служила. Мало того - многое представлялось ненужным и даже постыдным. Стране не до поэзии. Жизнь потеряла смысл… И она такая сильная и такая ранимая, совершила свой последний поступок…
Долгое время урна с прахом Друниной стояла в квартире ее дочери. И только через год, в 1992 году, завещание Юлии было выполнено. Старокрымская земля вновь объединила двух любящих людей. Уже посмертно.

Е.Г. Кутилина, научный сотрудник

Литературно-художественный музей
г. Старый Крым.

Категория: Разное | Просмотров: 649 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0