12.09.43 Стойкость, отвага и мастерство! | |
№33 от 13.08.2020 г. Ежегодно в третье воскресенье августа в России отмечают День воздушного флота. Этот праздник отмечают не только летчики – это профессиональный праздник инженеров этой сферы, авиадиспетчеров, бортпроводников и работников многочисленной авиационной инфраструктуры. Воздушный флот изначально создавался в научно-исследовательских, а затем и в военных целях, но очень быстро инженерные гении реализовали мечту простого человека о полетах.
В честь праздника хочу поделиться с читателями газеты «Кировец» непридуманной историей, свидетелем которой я стал. «Шестнадцать минут мужества» – эта история посвящена стойкости, отваге и мастерству отечественных авиаторов.
Шестнадцать минут мужества
Южная ночь уже темной массой заполнила пространство вокруг корабля, когда с полетной палубы в очередной раз поднялся вертолет, пилотируемый экипажем под командованием лейтенанта Олега Марченко. Летчикам предстояло выполнить обычный тренировочный полет по маршруту в ночное время. Задание было знакомое, поэтому в действиях чувствовалась уверенность, напряжение обыденного трудового дня пилотов корабельной авиации.
Рассекая винтами черные толщи воздуха, винтокрылая машина парила над водной гладью, удаляясь от корабля. Прошла одна минута, другая и за темным срезом горизонта исчезла полетная палуба, освещаемая посадочными огнями. Теперь экипаж, вооруженный мощной техникой, остался один на один с природой, и лишь неведомые нити связи связывали его с кораблем, радиолокационные станции которого следили за вертолетом, высвечивая его тело яркой точкой на зеленых экранах под внимательными глазами операторов. Все шло как всегда и казалось, что пройдет время и они нормально вернуться на корабль, доложат о выполненном полете, проведут разбор и приступят к подготовке к очередному дню действий в море. Но… Летчики уже были на маршруте, когда машину неожиданно резко качнуло вперед, затем отбросило назад, и снова вперед. Создалось впечатление, как будто тело вертолета пронзила невидимая ось, на которой он пытается повернуться, и лишь вращаемые винты мешают ему устремиться вниз. Резко упала высота, океан медленно катил свои волны в нескольких десятках метров от летательного аппарата. Всем стало ясно, что причиной тряски явилось повреждение лопасти. Еще в училище Олег Марченко много раз слышал о подобных случаях, но тогда они были случайностями, превратившимися в сжатые строки параграфов учебников. И думал ли он, сидя на курсантской скамье, что буквально через два года сам попадет в подобную ситуацию. Не думал, но был готов. Действуя строго по инструкции, командир снизил скорость, выбрал оптимальный режим полета, при котором амплитуда колебаний уменьшилась. И теперь можно было разглядеть показания приборов на вибрирующей приборной доске. А это было главное. В шлемофонах раздался глухой голос руководителя полетов с корабля: «Немедленно возвращаться». Штурман лейтенант Сергей Трахунов быстро определил местонахождение машины, осуществил прокладку обратного курса. – Сколько? – спросил командир. – Минут двадцать, – ответил офицер. Двадцать минут… Как это мало в обыденное время, но для них эти минуты показались вечностью, в каждую секунду из которой могло произойти разрушение лопастей и тогда… Но они верили, верили в руки тех, кто построил эту машину, в руки техников, которые подготовили ее к полету и, конечно же, верили в себя. Паники не было, каждый занимался своим делом. Штурман и оператор старший лейтенант С. Ратобыльский следили за курсом, но взгляды их невольно опускались на Олега Марченко, который с трудом удерживал в нужном положении ручку управления и рычаг общего шага, на который резко увеличилась нагрузка. И машина летела к кораблю. Там уже все было готово к аварийной посадке летательного аппарата. Очистили полетную палубу: возле лафетных стволов заняли свои места аварийщики. Для экипажа в эти минуты главной задачей было сесть с первого захода. Иначе при повторном необходимо будет увеличить нагрузку на винты для набора высоты и разгона скорости. И все это при поврежденной лопасти. Нет, садиться нужно было с первого захода. Большую помощь им в этом оказал офицер В. Торопов. Четко выдавая необходимые данные, он вывел машину против ветра. Командир посадил вертолет без происшествий. Уже потом в помещении дежурных экипажей Сергей Трахунов шутил: – Мне сегодня купаться никак нельзя было – по всем срокам жена должна кого-то родить. Все смеялись. Все происшедшее можно назвать счастливой случайностью. Но она была подкреплена мужеством, стойкостью, выдержкой и мастерством. Без них она могла стать трагической. В материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС есть такие слова: «верная коммунистическим идеалам, революционным традициям, молодежь трудится на передовых рубежах пятилетки. Будущее нашего строя в надежных руках». Эти слова можно полностью отнести к экипажу под командованием О. Марченко. Автор К. Александров. Фото старшины 1 статьи В. Першанова.
От всей души хочу поздравить с Днем воздушного флота всех людей, для кого авиация – это не просто слово, это целая жизнь! Желаю, чтобы вы не знали ни бурь, ни штормов, чтобы погода всегда была летной и чтобы удача всегда оставалась на вашей стороне!
Г.П. Рогожа, пгт Кировское.
| |
|