[газета Кировец ]
Главная » 2017 » Май » 29 » СУДЬБЫ АВИАНОСЦЕВ
09.57.21
СУДЬБЫ АВИАНОСЦЕВ

№19 от 11.05.2017 г.

В 70-е годы XX столетия на судостроительном заводе г. Николаев началось строительство тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР). При распаде Советского Союза в начале 90-х годов тяжелая участь постигла этих авианосцев. Используя книги В.В. Бабича «Наши авианосцы» (Николаев: Атолл, 2004.), С.А. Балакина и В.П. Заболоцкого «Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова» (Москва: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.), предлагаю читателям газеты «Кировец» исторический материал о судьбе тяжелых авианесущих крейсеров.

Четвертый авианосец «Баку» спустили на воду 31 марта 1982 г. Экипаж вселился на корабль 23 сентября 1986 г. Первым капитаном авианосца был капитан 1 ранга Виктор Федорович Лякин. Заводские ходовые испытания начались с 9 января 1987 г., государственные испытания – с 22 июня 1987 г. С момента закладки авианосца на стапеле и до сдачи ВМФ прошло 8 лет, 11 месяцев и 15 дней.

Непростая судьба этого крейсера. В октябре 1990 г. ТАКР «Баку» переименовали в «Адмирала Флота Советского Союза Горшков» в честь последнего Главкома, руководившего ВМФ с 1955 по 1985 гг. и сделавшего реальностью строительство наших авианесущих кораблей.

В октябре 1991 г. во время испытательного полета СВВП Як-41м при посадке на палубу потерпел аварию и сгорел. Летчик катапультировался. После этого случая испытания самолета Як-41м прекратились. Из-за отсутствия финансирования и снятия с вооружения СВВП Як-38м корабль вообще утратил ударную авиагруппу.

По дипломатическим каналам начались переговоры о продаже «Адмирала Горшкова» ВМС Индии. После модернизации и переоборудования на палубу этого корабля могут садиться палубные истребители МиГ-29к и Су-27к.

Всего на перечисленных мною кораблях имеется 3857 помещений, в т.ч. 387 кают, 134 кубрика, 6 столовых и кают-компаний. Общая протяженность коридоров превышает 6 км. Корабль «Баку» должен был войти в состав Краснознаменного Северного флота.

ТАКР «Рига», он же «Леонид Брежнев», он же «Тбилиси». Окончательное наименование – «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

1 сентября 1982 г. на «0» стапеле Николаевского судостроительного завода произвели закладку пятого авианосца. Ему было присвоено наименование «Рига». После смерти Л.И. Брежнева 26 ноября 1982 г. корабль переименовали в «Леонид Брежнев». Спуск корабля на воду произвели 4 декабря 1985 г. Но политическая обстановка в стране менялась, и изменилось название пятого корабля. 11 августа 1988 г. название корабля заменили на «Тбилиси». С этим именем корабль запечатлен на сотнях фотографий, ставших историческими. 8 сентября 1989 г. началось заселение экипажа на корабль.

26 октября 1989 г. состоялась первая в истории отечественной авиации и ВМФ посадка самолета Су-27к на палубу корабля по-самолетному. Позже этот самолет получил название Су-33. Летчик – летчик-испытатель ОКБ им. П.О. Сухого Виктор Георгиевич Пугачев.

С 17 ноября 1989 г. к полетам приступили летчики-испытатели 3 Управления 8 ГНИКИ ВВС им. В.П. Чкалова. Посадку и взлет по-самолетному на палубу корабля совершили: Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза п-к Владимир Николаевич Кондауров, летчики-испытатели п-к Юрий Александрович Сёмкин, п-к Виктор Андреевич Россошанский, п-к Александр Михайлович Раевский, п-к Александр Борисович Лавриков.

Тем временем в СССР разрастался политический кризис. В целях увековечивания памяти несгибаемого Главкома, руководившего ВМФ с 1938 по 1947 и с 1951 по 1955 гг. выдающегося флотоводца Николая Герасимовича Кузнецова, адмирала флота Советского Союза, корабль назвали его именем.

В 1990 г. корабль прошел государственные испытания и 25 декабря 1990 г. сдан ВМФ. Так как корабль строился для Северного флота, в декабре 1991 г. командованием ВМФ он был направлен в Североморск. Этим самым он избежал участи многолетних споров Украины и России в разделе Черноморского Флота. Первым командиром авианосца был к-н 1 ранга Владимир Сергеевич Ярыгин.

За испытания самолета Су-27к звания Героя России был удостоен летчик-испытатель ОКБ им. П.О. Сухого Пугачев В.Г. За мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники, звания Героя России удостоен летчик-испытатель 929 ГЛИЦ (Ахтубинск, РФ) Раевский Александр Михайлович.

П-к Россошанский В.А. и п-к Сёмкин Ю.А. приняли украинскую присягу и не получили никакой награды, хотя выполнили значительную часть летно-конструкторских, государственных испытаний самолетов Су-27к, МиГ-29к и корабля.

Авианосец «Баку» был продан в Индию, а «Адмирал Кузнецов» прибыл на Родину со Средиземного моря, где выполнял боевое дежурство.

(Продолжение следует…)

Г.П. Рогожа.

 

Категория: Разное | Просмотров: 619 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0