[газета Кировец ]
Главная » 2016 » Апрель » 8 » Войною не был сломлен дух
10.25.31
Войною не был сломлен дух

№ 14 от  07.04.2016 г.

Дата 22 июня 1941 года памятна нам как один из самых трагических дней в истории нашей страны. В этот день фашистская Германия напала на СССР. Над нашей страной нависла смертельная опасность. За 1418 дней войны пострадало огромное количество людей. Военнослужащие, мирные жители и даже дети испытали на себе все ужасы войны.
Дети и война – понятия, казалось бы, несовместимые.
Со дня ее окончания прошло уже 70 лет. Чествуя ветеранов Великой Отечественной, вспоминая с благодарностью их ратные и трудовые подвиги, мы обязательно вспоминаем и тех, кто все ужасы и тяготы войны познал ещё ребенком. Это малолетние узники концлагерей.
Дети, угнанные в нацистскую неволю, содержались наравне со взрослыми, причём в условиях тюремного режима, в концентрационных и трудовых лагерях, находились под стражей со всеми характерными признаками ограничения свободы передвижения.
В 2015 году, в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, «Кировец» беседовал с бывшими малолетними узниками, проживающими в настоящее время в Кировском районе. 
Собеседниками «Кировца» были:
Ольга Демидовна Седалищева (в девичестве Король). Она родилась в 1928 году в селе Краснослободское Обуховского района, Киевской области. Точно она не знает, в каком году её угнали в Германию: или в конце 1942-го, или в начале 1943 года. Но она помнит, что в феврале 1943 года уже работала токарем на военном заводе в г. Заргемюнд. В общей сложности в лагерях Германии она пробыла 2,5 года, а освободили их американцы в апреле 1945 года. Вернувшись в свое родное село, она узнала, что отец погиб на фронте, а сестры и брат были в детдоме. В Крым приехала в конце 1972 года. Спустя годы Ольга Демидовна помнит, как же страшно было, как первый раз получила удар плёткой на голое тело, помнит, как над пленными издевались, били и пугали собаками;
Евдокия Григорьевна Дружинина, 1938 года рождения, которая в возрасте 6-ти лет оказалась в русском фильтрационном лагере в городе Нойбранденбург (Германия). Евдокия Григорьевна пробыла в лагере год и два месяца, ей никогда не забыть очень высокое здание, вместо постелей в нём были нары, как стеллажи, и как с такой высоты падали дети, разбиваясь насмерть, как находили мёртвых крыс под одеждой. После освобождения в конце апреля 1945 года вернулась на Родину, в село Ленинское Ленинского района, где жила её бабушка;
Зубеде Джемалединовна Аблякимова, 1940 года рождения, которая в возрасте 3-х лет под чужой фамилией оказалась в Лейпциге (Германия). Она родилась в селе Шубино. Под фамилией Абдураманова (дядя записал маленькую Зубеде и её семью на свою фамилию, чтобы их семьи не разлучили) она попала в город Лейпциг. В 1945 году, когда Лейпциг бомбили, она видела, как летели бомбы, как падали и взрывались …
В преддверии Международного дня освобождения узников фашистских концлагерей на просьбу «Кировца» поделиться воспоминаниями о том страшном времени откликнулась Нина Антоновна Удалая (в девичестве Муравьева), 1936 года рождения, которая в возрасте 7-ми лет была угнана в г. Торгау (Германия).
Нина Антоновна Удалая (в девичестве Муравьева) родилась 26 мая 1936 года в Белоруссии. Когда началась война, ей было 5 лет, а в 1943 году в возрасте 7-ми лет с сестрой и матерью была угнала в Германию. Отец и один из братьев умерли от тифа. 
А Николай Антонович, самый старший брат, был в составе десанта, освобождавшего Крым, тогда его ранили – оторвало левую руку. Подлечился и остался в Токарево, работал много лет в совхозе на ферме бригадиром дойного стада. 
В лагерь маленькая Нина с сестрой и мамой приехали зимой, пробыли там 2 месяца, а с весны находились в Решриндорфе, г. Торгау (Германия). Там они жили у румын, мама занималась сельским хозяйством, а дети мелкой работой по дому.
Нина Антоновна рассказала, что в лагере были только женщины и дети, родителей часто вызывали на допрос.
«Был там один поляк, – вспоминает Нина Антоновна, – не знаю, пленный или нет, но он все знал, предупреждал женщин, когда нельзя выходить из дома, чтоб детей при себе держали. Говорил, что нас скоро освободят, а в день освобождения он исчез. Потом он появился. Кем он был так и не знаю. Когда сказали, что война закончилась, солдаты стали ходить по домам «хозяев», записывали наши данные, кто мы и откуда».
После освобождения, когда приехали из Германии в 1945 году, в её родной деревне не было домов, только сооружения, которые Нина Антоновна назвала бункерами. 
«Мы жили в бункере. Мама получала пенсию на брата Николая, он числился без вести пропавший. А в 1948 году он нас нашёл! У нас тогда очень тяжелое положение было: мама конюхом работала, я в школу пошла, во 2-й класс. Списались с братом, он звал приехать к нему в Токарево, – рассказывает она. – Здесь, в Крыму, действительно было лучше – хлеба было вдоволь!» 
В 1948 году Нина Антоновна с сестрой и матерью приехали в Токарево. Бывшие узники боялись сказать, что были в Германии, дети не расспрашивали мать. А когда отношение общества к узникам лагерей «потеплело», мамы уже не было…
В Крыму Нина Антоновна живёт с 1948 года. Работала на гребках, учётчиком на винограднике, бухгалтером, бригадиром на чулочной фабрике в Феодосии. С мужем, Михаилом Петровичем (с 1943 года на Урале он работал на военном заводе №701 в цехе по изготовлению запчастей для танков) прожили 60 лет. Её сестре 87 лет, она живёт с дочкой в Феодосии.
Маленьким узникам фашистских лагерей пришлось многое выстрадать. Выжить им удалось, в основном, благодаря присутствию рядом матерей, которые отдавали детям последние крохи хлеба, всегда готовы были прийти на помощь и закрыть своим телом. На территории Кировского района на сегодняшний день проживает меньше 30-ти малолетних узников фашистских концлагерей.

Анастасия Бакулина.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Твои люди, район | Просмотров: 523 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0