[газета Кировец ]
Главная » 2014 » Февраль » 13 » Всадник, скачущий впереди
13.39.36
Всадник, скачущий впереди

№7 от 13.02.2014 г.


Мещерский край — живописный уголок северной полосы России. Село Солотча в Рязанской области — место, где в 1930-40-х гг. собирались порыбачить или поработать над книгами советские писатели: А.Гайдар, К.Паустовский Р.Фраерман, В.Гроссман, А Роскин, Г.Шторм. А жили они в доме выдающегося русского художника-гравера И.П. Пожалостина. Внимание читателей будет обращено к двум именам - Константин Паустовский и Аркадий Гайдар. Дольше всего Паустовскому довелось прожить вместе с Гайдаром именно в этом доме, который считался своеобразным культурным центром Солотчи и был известен далеко за её пределами, как «Дом Пожалостина». Здесь были задуманы и написаны многие повести и рассказы. Двух творцов слова объединял не только один род деятельности, одно увлечение, но и крепкая мужская дружба, которую породила их общая любовь к природе и рыбалке. «Мы гордимся, что принадлежим к великому и беззаботному племени рыболовов. Кроме рыбной ловли, мы еще пишем книги» (К. Паустовский). Они оба стали классиками советской литературы: Паустовский - романтической, Гайдар — детской. Ключевыми составляющими их произведений являются путешествия. Они проводили очень много времени на берегу мещерских озер, в лесах. Это были не просто любительские прогулки, а небольшие экспедиции, «вылазки рыбачьего патруля», как называл их Гайдар. Константин Георгиевич говорил, что об их скитаниях можно написать целую книгу, «книгу об осенних непроглядных ночах на берегу безымянных озер,…о гайдаровских песенках…». Аркадий Гайдар был человеком необыкновенным. Самым удивительным его свойством было то, что его жизнь никак нельзя было отделить от его книг. Он был автором и героем своих произведений. Жизнь писателя часто была продолжением, а иногда и началом событий, выдуманных Гайдаром. Каждый его день был наполнен необыкновенными происшествиями, выдумками, интересными спорами, остроумными шутками. Аркадий Петрович был настоящим человеком. В его жизни, как и в настоящей литературе, не было мелочей. Поэтому каждый, незаметный на первый взгляд, пустяк, связанный с ним, определяет писателя как человека, открывает новую черту его характера. «...Удивительный рассказчик, трогавший до слез детские сердца» - так говорил о нем Паустовский. Таким он был и в жизни, и в литературе. С первого взгляда угадывал самые потаенные желания детской души. Детей знал и видел насквозь. Особенно мальчишки были настолько преданы ему, что через пару минут после разговора с писателем, готовы были совершить любой подвиг. Такими были и герои произведений Аркадия Гайдара, которые могут служить примером для современных мальчишек и девчонок.
Своеобразным был процесс написания рассказов. Аркадий Петрович работал совсем не так, как обычно работают писатели. Он долго бродил по саду, рассказывая вслух очередную главу своей новой повести, исправлял ее на ходу, а затем уходил в свою комнату и записывал все, что прочно сложилось в его памяти. Так рождались все произведения писателя. Оконченную повесть он любил читать своим друзьям. Этот процесс тоже отличался большой оригинальностью. Благодаря своей феноменальной памяти, Аркадий Петрович читал свои произведения наизусть, никогда не сбивался и ничего не путал. Сказанное им всегда совпадало с написанным. Писательский труд воспринимал как долг. Каждое слово было тщательно продумано и взвешено. Создавалось впечатление, что оно единственно правильное и только благодаря ему, возможно выразить ту или иную мысль. Проза Гайдара была выточенной, четкой, суровой, в ней не было ничего лишнего, ни одного пустого слова. Писатель-труженик, вкладывавший весь свой талант и сердце в творчество, он всегда был полон задора. Веселые искорки пробегали в глазах и очень редко исчезали. Подвижность и любознательность выделяли его среди единомышленников. Возможность узнать и увидеть больше остальных добавляла Аркадию Петровичу еще большего задора. В литературу начинающий писатель вошел смело, полный энтузиазма, с хорошо сохранившейся строевой выправкой и армейским характером. Будучи совсем юным молодым человеком, в возрасте четырнадцати лет, он вступает в ряды Красной Армии и участвует в боевых действиях. Будущий писатель бредит военными подвигами еще с раннего детства. Глубоко убежден, что единственно возможное будущее для него – быть офицером Красной Армии. Даже собирается поступать в военную академию, но контузия, полученная в бою, ставит крест на военной карьере: его демобилизуют. Жизненный опыт, накопившийся за годы войны, влечет юношу к литературе. После того, как была напечатана новелла «Угловой дом» в 1925 году, появляется Аркадий Гайдар, ведь настоящая фамилия писателя Голиков. Гайдар с тюркского языка переводится как «всадник, скачущий впереди». Аркадий Петрович заявил о себе как писатель, способный с тонким мастерством рассказать о сложном мире ребёнка, показывая, что следование вековечным нравственным законам долга, чести даётся детям непросто. Он был одним из первых, кто, следуя традициям классической русской и мировой прозы о детях, смог безо всяких преувеличений показать ребёнка в невероятной и сложной реальности. Аркадий Гайдар любил детей и с особым удовольствием писал для них и о них. Константин Паустовский тоже часто обращается к детской тематике. Основные особенности стиля писателей – романтическая приподнятость, юмор, лаконизм, лиризм. Нередко в их произведениях появляются похожие персонажи. Они оба писали о своей юности, используя свой жизненный опыт, как материал для будущих произведений. Нередко в них встретишь строки о неповторимости жизни, о неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.
Аркадий Петрович всегда был полон сил и стремлений. В его голове постоянно рождались новые идеи. Но, к сожалению, осуществить все задуманное ему не удалось. В июле 1941 г. писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда». Находясь там, не смог остаться в стороне от боевых действий. Погиб в бою в самом начале Великой Отечественной войны 26 октября 1941 года в Черкасской области. На тот момент ему исполнилось 37 лет.
В 2014 году 22 января исполнилось 110 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара. Писателя давно нет в живых, но память о нем живет в его произведениях, которые, как и раньше, трогают до слез и воспитывают в подрастающем поколении чувство долга, патриотизма, уважения к старшему поколению, сохранения традиций.


Ксения Калинина,
научный сотрудник
Дома-музея
К. Г. Паустовского,
г. Старый Крым.



Категория: Официально | Просмотров: 588 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0