[газета Кировец ]
Главная » 2014 » Декабрь » 12 » Зенитно-ракетный полк – первая линия обороны
09.03.39
Зенитно-ракетный полк – первая линия обороны

№50 от 11.12.2014г.

В канун Дня ракетных войск стратегического назначения мы пообщались с бывшим служащим 1014-го гвардейского Севастопольского зенитно-ракетного полка Юрием Григорьевичем Лебедевым.
Юрий Григорьевич начал службу в 1014-м гвардейском Севастопольском зенитно-ракетном полку в 1975 году. Первые полгода служил химиком-инструктором дозиметристом, до 1982 г. – старшина технического дивизиона, с 1982 по 1984 гг. служил в Афганистане, с 1984 по 1993 гг. – техник-пиротехник в том же техническом дивизионе, в 1992 г. – старшина батареи. В 1993 г. уволился в запас, как раз во время переходного периода, когда Украина брала бразды правления в свои руки.
- Юрий Григорьевич, расскажите, где находится полк и каковы его особенности?
- Зенитно-ракетный полк был образован в 1923 году, звание гвардейского и Севастопольского получил 16 июня 1943 года во время обороны Севастополя. Находится в г. Феодосия, на ул. Федько, остановка Маяковского, он и сейчас действует, но уже не гвардейский, и не Севастопольский, воинская часть 72019, а сейчас даже не знаю, как называется. Полк охватывал участок от села Заветное (Керчь), там стоял огневой дивизион С75, и до г. Судак – 6-й огневой дивизион. Вероятным противником для Крыма и юго-восточного региона была Турция, где стояли американские авиабазы. Наш полк отслеживал вероятность нападения турецких воздушных войск, для этого у нас были специальные локаторы дальнего привода.
Зенитно-ракетный полк – это первая линия обороны. В случае объявления войны, через 15 минут, или без такового, уже по факту нападения, все войска сняли бы со всех видов довольствия, т.е. были бы просто уничтожены. Мы бы принимали первый удар авиации, стояли огневые дивизионы в Керчи, Феодосии, на полигоне «Чауда» и в Судаке.
Время полета самолета от Турции до Крыма составлял 15 минут. Поэтому готовность огневых дивизионов составила бы половину этого времени. Ракеты были готовы, оператору оставалось только навести цель и дать команду выпустить ракету. 
- Были какие-нибудь инциденты, курьезные ситуации?
- Инциденты были в истребительной авиации: летчикам приходилось сутками сидеть в кабинах. Мы отслеживали турецкие самолеты, были случаи, стрельбы, конечно, не было, ракеты не стартовали, но два самолета встречались в небе над морем в нейтральной зоне, а потом они разлетались в обратном направлении. Так сказать, проверяли нас на вшивость.
При товарище Горбачеве немецкий летчик Матиас Руст, поспорив, избежав перехвата советской ПВО, посадил самолет на Красной площади. Его, конечно, потом отпустили через пару месяцев, но тогда «полетели головы» – поснимали с должностей ПВОшных генералов. После этого случая все были очень напряжены. Так, оператор Евпаторийского дивизиона увидел на локаторе цель и командир дивизиона, не доложив об этом в Москву, дал команду стрелять и попал по стае гусей. Еще был такой случай: на интернат глухо-немой семьи упала ракета, не взорвалась, к счастью, но наши потом долго смеялись – немые начали говорить!
При правлении Кучмы на полигоне «Чауда» были организованы стрельбы боевыми ракетами, в цель была выпущена ракета С200 с самонаводящейся головкой, которая отреагировала на чартерный рейс Израильского самолета, в результате погибло более 120 человек. Министр обороны Украины Петр Климук был снят с должности, полигон закрыли. К тому же такие ракеты наносили значительный вред окружающей среде.
- Юрий Григорьевич, а чем вы заминаетесь сейчас?
- Сейчас я на пенсии, достраиваю дом. 
- Как Вы думаете, какова судьба полка?
- Уверен, полк однозначно нужно вернуть, может, поставят новый полк, линии самонаводящихся ракет. На огневых дивизионах, думаю, все будет также, только модернизировано и усовершенствовано. 

Беседовала Анастасия Бакулина.

 

 

Категория: Твои люди, район | Просмотров: 1577 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0