[газета Кировец ]
Главная » 2018 » Март » 27 » Жизнь, как миг
15.34.44
Жизнь, как миг

№7 от 15.02.2018 г.

Памяти Н.П. Белокопытова

посвящается

 

Белокопытов Николай Павлович родился в г. Чита 02.02.1946г. В 1954 г. пошел в школу. Когда Николай учился в 9 классе,  мать с сыном переехали в г. Красноярск. Здесь Николай продолжил учебу в вечерней средней школе, а днем работал. В 1965г. с неплохими оценками вечерней школы поступает в Армавирское  ВВАУЛ  войск ПВО. По окончании училища лейтенант Белокопытов направлен  в строевой истребительный авиационный полк, где летает на самолетах Миг-17, Миг-21 и Су-15ТМ. В 1973г. в звании ст. л-т  он вместе с Александром Яковенко поступает в первый набор  Центра  подготовки летчиков-испытателей в г. Ахтубинск  (ГНИКИ  ВВС в/ч 15650).

Во время учебы успешно сдает экзамены на 1 класс военного летчика. По окончании учебы он вместе с А. Яковенко направлен в 3 Управление ГНИКИ  ВВС (г. Феодосия). Но сначала он поехал в звездный городок (р-н Монино), где пытался поступить в отряд космонавтов. Увы, принят не был, «слишком молод, мал опыт работы и вообще обращайтесь попозже, а пока отправляйтесь по месту назначения». В 1978г. Николай предпринимает вторую попытку поступить в отряд космонавтов в отделение, занимавшееся испытаниями и подготовкой к полетам на корабле многоразового использования «Буран». Увы, не проходит медкомиссию в ЦНИАГ. Он горько  пошутил, вернувшись домой: «Мужики!  Да там… только за прохождение медкомиссии нужно звезду Героя давать!»

В  коллективе 2-й испытательной авиационной эскадрильи он быстро вошел в строй, освоил вертолеты Ми-8, Ми-6, Ка-25, затем Ка-27 и его модификации. Всегда спокойный, сдержанный, с присущим всем истребителям чувством юмора, в спорах выступал в роли третейского судьи, к мнению которого прислушивались. От других  сослуживцев отличался безукоризненно сшитой и отглаженной одеждой (форму шил сам, т.к. мать была портнихой), а также идеальной прической. Подстригался с помощью двух зеркал тоже самостоятельно. Обладал высоко развитым чувством собственного достоинства. Если кто-то обращался к нему на «ТЫ», то он, несмотря на возраст и звезды на погонах собеседника, мгновенно отвечал ему тоже на «ТЫ», чем весьма шокировал и заставлял более уважительно к себе относиться. Из вертолетов более охотно летал на «Камовских» машинах. Они по своим летным характеристикам и управляемости были ближе к истребителям. Участвовал на вертолетах  в  сложных испытаниях по поиску и спасению днем и ночью летчиков и космонавтов над сушей и морем, полетах с внешней подвеской, полетах с кораблей одиночного и группового базирования. Наиболее серьезной и ответственной работой было его участие в качестве ведущего летчика-испытателя на Государственных испытаниях транспортно-боевого вертолета Ка-29 (борт №09), по которому им были написаны летная оценка и инструкция экипажу. В это же время продолжал летать в дивизионе летающих мишеней (звено Камышева) на самолетах УТИ-Миг-15, Миг-17, перегоняя последние с аэр. Саки на аэр. Кировское, или  в  г. Ахтубинск, для проведения испытаний по пуску ракет по ним как с земли, так и с  истребителей и вертолетов.

В августе-ноябре 1980г. мы жили с ним в маленькой двухместной каюте в районе правого шкафута во время боевого похода на ТАКР «Минск». Жили очень дружно, никогда не ссорились. Утром Коля по часу занимался культуризмом, несмотря на тропическую жару, качал мышцы 10кг гантелями (у него был идеально накачанный торс). Утром перед открытием створок подъемников поднимался в воздух наш Ка25пс № 64 и, угрозой тарана, отгонял от «Минска» американский «Си-спрайт» или косолапый английский «Линск». Им очень хотелось заглянуть к нам в открытый ангар, но…ни разу не получилось! К сожалению, у меня сохранилась только ксерокопия снимка, где Белокопытов, позируя перед  фотокамерами, прижимает «Си-спрайт» к левому борту «Минска».

9 июля 1981г. я отправляю правого летчика на КДП оформлять разрешение на вылет, а сами идем пешком на техническую стоянку к вертолету Ми-8. По пути Белокопытов жалуется мне, что зря он переехал на 5-й этаж в 3-хкомнатную «хрущевку». В его 2-хкомнатной квартире, с прекрасной лоджией и большой кухней жил уже я.

Белокопытов взлетел с аэр. Саки уже перед заходом солнца. Следом за ним, погрузив на борт авиаспециалистов, полетел на Кировское и я. При заходе на посадку увидел между дальним и ближним приводами столб дыма, горящий Як-38 и несущуюся из в/ч пожарную машину. Когда мы с Николаем  Шлыковым на его «Москвиче» примчались к месту катастрофы, горящий Як был уже потушен, дорога оцеплена. По центру дороги, накрытое простыней  лежало обезглавленное тело Белокопытова. Из-под простыни высовывалась обугленная левая рука гитариста, с намертво зажатым в кулаке пучком проводов. А по всей дороге, что меня больше всего потрясло, были  разбросаны неповрежденные при взрыве шоколадки. Утром он получил их в столовой, положил в планшет и вез, как подарок от зайчика, своим двум дочкам…

На первом заходе на посадку на самолете Белокопытова отказывает прибор «Гиро-вертикаль». От него выдается сигнал в систему автоматического катапультирования СК-ЭМ, с креслом Ка-36м, если крен или тангаж превышают определенные значения, или скорость  их изменения слишком высока. Система включается на взлете и посадке на скоростях менее 350км/ч (о чем летчик докладывает РП). Она  неоднократно  спасала жизнь пилотов в аварийных ситуациях, при отказах подъемно-маршевого двигателя, струйных рулей или отказе любого из подъемных двигателей.

Бетонная ВПП аэр. Кировское в это время  была на капитальном ремонте. Для посадки  по-самолетному  нужно было уйти на запасной аэр. «Багерово». Но в этот день Николай должен был встречать в аэропорту Симферополя свою мать и его машина (Жигули -2102) стояла на КПП. Летчик не доложил РП об отказе прибора «Гиро-вертикаль» и невозможности включения системы автоматического катапультирования. Повторяет заход на вертикальную  посадку. Вечер, заход  с курсом 282гр. солнце слепит в глаза. После прохода дальнего привода, летчик запускает подъемные двигатели и…не замечает, что табло сигнализации  о запуске одного из подъемников  НЕ ЗАГОРЕЛОСЬ!!! При даче РУД вперед и выводе всех двигателей на взлетный режим, возникает резкий пикирующий момент. Самолет, переворачиваясь через нос, сбивает верхушки стоящих вдоль дороги  тополей и падает по центру дороги. В момент удара о дорогу, катапульта срабатывает, разливается керосин, самолет по инерции уходит за дорогу, где и горит до приезда пожарной машины.

В момент переворота, летчик пытался вручную катапультироваться. Но…вместо  ручки  катапульты, схватил и вырвал левой рукой, всплывший из-за отрицательной перегрузки, пучок проводов, идущий к РУД. Как у нас принято, виновником аварии был объявлен пилот. Почему не доложил об отказе, почему не ушел на запасной аэродром ?!. И т.д. и т. п. Хотя положительные последствия были: на всех Яках, кроме табло, ввели еще и звуковую сигнализацию об отказах подъемных двигателей или струйных рулей.

На месте катастрофы у обочины дороги сослуживцы после похорон установили  памятник: киль от его Яка, с соответствующей табличкой. Но! Простоял он недолго! Киль ради пары кг дюралюминия варвары раскурочили. Был поставлен другой памятник из бетона, стилизованный под киль самолета Як-38 и обновлена мемориальная табличка. Там всегда лежат цветы и сигналят  машины людей, кто его помнит и проезжает мимо памятника.

Николай Павлович Белокопытов похоронен на новом кладбище в г. Феодосия и на могиле стоит красивый  мраморный памятник с его фотографией. В Феодосии получили трехкомнатную квартиру его жена с двумя дочками  и  однокомнатную квартиру его мать. За боевой поход на ТАКР «Минск» я и Н.П. Белокопытов были награждены орденом Красная звезда. Только Коля погиб, не успев его получить! Возникла заминка: награждали при жизни, а как вручать? Только, когда его мать, весной 1982г. сама поехала в Москву, ей отдали орден сына, изменив формулировку на «Посмертно» в орденской книжке.

Любимой песней Н.П. Белокопытова, которую  он часто исполнял, аккомпанируя на гитаре,  как в командировках, так и в кругу друзей была песня из кинофильма «Земля Санникова» «Есть только миг…»:

Призрачно все в этом мире бушующем,

Есть только миг – за него и держись,

Есть только миг между прошлым и будущим;

Именно он называется ЖИЗНЬ!

Память об этом замечательном человеке, талантливом летчике-испытателе, навсегда осталась в сердцах тех, кто был знаком с ним в его короткой жизни и, …возможно, оставит след в душах тех людей, которые прочитают этот рассказ.

 

Н. Рыжков, заслуженный

летчик-испытатель СССР.

Категория: Твои люди, район | Просмотров: 357 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0