[газета Кировец ]
Главная » 2015 » Январь » 23 » Актуальная способность – вежливость
08.14.32
Актуальная способность – вежливость

№3 от 22.01.2015 г.

«Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа» (К. Паустовский, статья «Поэзия прозы»).
Эра информационного общества знаменует радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологии, но и, главным образом, в сфере социально-экономических отношений и в культуре, в том числе в культуре общения.
Важнейшим свойством культуры общения выступает ее изменчивость. В современном обществе в развитии культуры общения важную роль играет интернет. Конечно, с одной стороны, он способствует расширению связей между людьми, появлению новых средств и форм общения, росту интерактивности общения и знаний, с другой стороны, способствует изменениям в словарном запасе и структуре языка: часто в сети интернет отсутствуют границы, цензура. Анонимность в ситуации компьютерного общения только создает ощущение подлинного диалога, поскольку здесь возможно проявление таких негативных его последствий, как: отсутствие реальной картины личности, эффект сокрытия или презентация ложных сведений; снижение уровня ответственности; «удвоение мира»; стирание индивидуальных различий людей; повышение социальной отчужденности и одиночества и т.п.
Возможно, именно поэтому вежливость и благожелательность – основа культуры речевого поведения – в последнее время предаются забвению. Поэтому в общении нас кидает в крайности: от хамства мы переходим к милосердию, минуя при этом обычную вежливость. 
Можно предположить, что у истоков невежливости стоит несоответствие, которое навязано нам всеми обстоятельствами нашего бытия. Но каждый из нас может соответствовать общечеловеческим нормам вежливости, доброты и этикета, которые так необходимы для общества. 
Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой словарный запас, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции, ведь общение – это то, без чего человек не может жить. Мы, правда, общаемся в основном по мобильному телефону и через интернет, часто по делу и просто так.
Мы знаем правила общения, но зачастую забываем их. Встречаясь со своими знакомыми и друзьями, мы выражаем громко свой восторг, шумим, кричим, не замечая других, а иногда даже не слышим своих собеседников. А если мы о чем-то спорим, то каждый из нас пытается любым способом доказать свою точку зрения. Может быть, в таком случае просто нужно перевести разговор на другую тему? Бывает, что человеку весело, у него хорошее настроение, и своей радостью он хочет поделиться с другими. С одной стороны, в этом ничего плохого нет. С другой стороны, человек может не заметить, что его собеседник чем-то удручен и не хочет разделять чью-то радость.
Мы очень часто забываем основное правило общения: умение выслушать своего собеседника. Именно поэтому не забывайте золотое правило: относиться к собеседнику так, как вам хотелось бы, чтобы относились к вам.

Анастасия Бакулина.

 

Категория: Разное | Просмотров: 1299 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0