[газета Кировец ]
Главная » 2015 » Февраль » 5 » Антон Павлович Чехов
12.26.02
Антон Павлович Чехов

№5 от 05.02.2015 г.

«Глава о Чехове не кончена, ее еще не прочли как следует, не вникли в ее сущность и преждевременно закрыли книгу. Пусть ее раскроют вновь, изучат и дочтут до конца».
К.С. Станиславский.

Вся литературная общественность 29 января 2015 года отмечала 155-летие со дня рождения Антона Павловича Чехова. Он родился в 1860 году в Таганроге Екатеринославской губернии (теперь Ростовская область). Русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы, один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.
В 1868 году поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879 г., уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др.
Первое произведение Чехова «Стрекоза» напечатано в журнале 1880 года. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова.
Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, изучение жизни каторжан и ссыльных, проведенная Чеховым перепись населения Сахалина – все это оставило глубокий след в его творческом сознании. После возвращения написал книгу «Остров Сахалин» (1893-1894 гг.); отразились сахалинские впечатления и в рассказах «В ссылке» (1892 г.), «Палата №6».
В 1892 покупает имение Мелихово, где помогает местным крестьянам как врач, строит школы для крестьянских детей, выезжает в губернии, охваченные голодом, участвует во всеобщей переписи населения. В Мелихово было написано много прекрасных произведений: «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Учитель словесности», «Чайка», «Дядя Ваня» и др. 
В начале века Чехов создает такие замечательные пьесы, как «Три сестры» и «Вишневый сад». Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа.
В 1898 г. Чехов переезжает в Ялту, строит дом, в котором у него бывали Л. Толстой, М. Горький, И. Бунин, А. Куприн, художник И. Левитан: «Ведь здесь же до меня были пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе, – а я вот пришел и сделал из этой дачи культурное, красивое место» (А.П. Чехов). 
Но Антон Павлович всегда тосковал по Москве, по северу. ««России всегда мало» – и сразу же вспомнил вечер, когда мы с поэтом Луговским стояли в кабинете Чехова перед камином и смотрели на левитановские «Стога». Серые сумраки и бледная луна над мглистыми болотами, крик дергачей, огромные пространства лесов, простоявшей этой ночью и сотнями других ночей втуне. Потому что никто не видел их сырой и проблескивающей березовой листвы и не слышал их загадочных шорохов» (К.Г. Паустовский «Давно задуманная книга»).
Для Паустовского – художника и человека – чеховский дом в Аутке был как отчий дом. Он говорил о нем с нескрываемой сыновней нежностью, что было несвойственно ему, по природе человеку застенчивому. 
Константин Паустовский, в последние годы сильно страдавший от астмы, собирался построить в Ялте деревянный финский домик. Мечтал жить у моря постоянно, правда, присмотренный участок, к которому надо было подниматься высоко на гору мимо нынешнего городского суда, был мизерным и неприглядным. Но Паустовского, должно быть, вдохновлял пример Антона Павловича.
Самая первая «запись» Паустовского в музейной книге отзывов Белой дачи появилась в 1937 году, когда он навестил музей вместе с семьей: «Ялта для меня существует только потому, что в ней есть дом Антона Павловича Чехова – гениального писателя, чье имя всегда было и будет для меня синонимом высокой культуры, работы над собой…». Через двенадцать лет появилась ещё одна: «Есть четыре места в России, которые полны огромной лирической силы и связаны с подлинной народной любовью, – дом Чехова в Ялте, дом Толстого в Ясной Поляне, могила Пушкина в Святых горах и могила Лермонтова в Тарханах».
Чехов видел не только поэзию обыденного, а чаще его драматическую сторону. «Мне страшна, главным образом обыденщина, от которой никто из нас не может спрятаться», – говорил он устами одного из своих персонажей («Страх»).
За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата №6», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики», «Человек в футляре», «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; из пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад».
Чехов – один из величайших мастеров слова в русской литературе, он принадлежал к числу русских писателей, которых всегда интересовали проблемы исторического развития общества, развития личности в этом обществе. Антон Павлович Чехов учит нас в своих произведениях не терять человеческих качеств, учит нас любви: «Как мелочно и призрачно все то, что мешает нам любить». 
В «Чеховиане» Дома-музея А.П. Чехова хранится письмо Константина Паустовского «Дому Чехова в Ялте»: «В самые трудные минуты жизни я, как и многие, вспоминал о доме Чехова в Ялте, как о спасительном убежище. Я приходил в этот дом, подолгу сидел в покатом саду на старой зелёной скамье, а рядом ложился и дремал маленький застенчивый пёс Каштан. И мне все казалось, что выйдет Чехов, и только он один сможет помочь мне разобраться в житейских и писательских сложностях. Даже если он и ничего не скажет, от одного его присутствия станет легче и яснее на душе».

Александра Краснова,научный сотрудник 
Дома-музея К.Г. Паустовского
г. Старый Крым.

 

Категория: Новости культуры | Просмотров: 651 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0