14.13.01 Чувство взрослости – опасность подросткового возраста | |
№14 от 06.04.2017 г. Мозг ребёнка-подростка – это что-то особенное. Все процессы «могу», «хочу», «надо», «как я осознаю то, что делаю» – рассогласованы. Этот период длится с 10-11-ти лет до 17-18-ти лет. Психологические проблемы детей связаны с личностными изменениями младшего подросткового возраста. Данный период характеризуется бурными проявлениями как во внешней, так и во внутренней жизни ребёнка. Это и неусидчивость (или вольность), забывчивость, повышенная импульсивность, крикливость, повышенная тревожность. Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, круглосуточно играют в компьютерные игры, слушают громкую музыку. Иногда подростки в определённый период могут делать абсолютно дикие вещи. Эмоциональные, впечатлительные подростки примеряют на себя суицидальные мысли, порой опасное поведение. Они не могут этого не делать – это закон возраста, когда нужно что-нибудь такое учудить, чтобы самому себе доказать или проверить себя. Самое важное для ребёнка – общение. А общение подростка с родителями – это чаще всего критика, упрёки, запреты, ругань, а то и рукоприкладство. Уверен ли ребёнок твёрдо, что его дома поймут, выслушают и не отвернутся. Очень многие подростки живут с уверенностью, что родители в них разочарованы, так как дети не разделяют их точку зрения, что родители предпочли бы, чтобы их не было. На самом же деле родители их любят. Только разговаривать с ребёнком нужно каждый день и не выпытывать у него информацию, а организовать диалог, рассказать о своих проблемах на работе, в жизни, подавая пример самораскрытия, обсудить вопросы семейной жизни. Стараться не ругать в случае неудачи, а помочь ему разобраться. Не забывать расширять его права, расширяя обязанности. В случае появления у ребёнка необычной манеры поведения, проанализировать причины её появления, при необходимости обратиться к психологу. С 11-ти до 13-ти лет – кризисный период детства. В 13 лет у подростков идёт борьба за самостоятельность в мыслях и поступках и приобретает особое значение. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения, вели дискуссии. Уважаемые родители! Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств подростков, то они связаны с семьёй. Постоянные ссоры родителей, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония – ежедневная школа агрессии, в которой подросток формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии. Важно, чтобы ребёнок знал, что он дорог. Хотя нельзя думать, что если ты сказал ребёнку «я тебя люблю», то с ним совершенно точно ничего плохого не случится. Это не гарантия, но, безусловно, доказательная страховка.
В.П. Шадурская, психолог методического кабинета МКУ «Управление образования, молодёжи и спорта администрации Кировского района РК». | |
|