15.07.36 Как отличить рыбака от браконьера? | |
№ 18 от 05.05.2016 г. «Кировец» узнал, как не превратиться из рыбака в браконьера и рассмотрел основные законы, регламентирующие наши права и ответственность при ловле рыбы. Рыбалка – это приятное времяпрепровождение, которое помогает человеку забыть о повседневных проблемах, позволяет стать ближе к природе. Рыбалку часто воспринимают как хобби, для многих она является лучшим способом отдохнуть. Общение с природой и окружающая атмосфера спокойствия на рыбалке дарят ни с чем несравнимые ощущения, позволяя забыть житейскую суету и проблемы. На самом деле рыбалка, как отдых, занимает одно из первых мест среди самых популярных видов отдыха. А чтобы отдых удался, его надо тщательно спланировать и предусмотреть многие нюансы. К сожалению, не каждый стремится обрести гармонию с природой. Браконьерство – это охота (в нашем случае – рыбная ловля), которая нарушает законодательство об охране окружающей природной среды. Издавна на Руси существовали законы, карающие незаконную охоту. Закон Российской империи определял браконьерство как самовольную, незаконную охоту на чужих землях. Но наше общество, учитывая то, что охота испокон веков является естественным занятием человека, определило, что наказание за незаконную охоту должно быть гуманным и мягким. В РФ существует ряд законов, которые устанавливают наказание за браконьерство: ст. 85 КоАП, ст. 86 КоАП, ст. 256 и ст. 258 УК РФ. Обобщая эти законы, можно сделать вывод: незаконным считается улов водных животных и растений, морского зверя, который был совершен с причинением ущерба в крупных размерах; с применением транспортного самоходного плавающего транспорта, с использованием взрывчатых или химических веществ, электрического тока, т.е. с использованием различных способов истребления в больших количествах определенных водных животных и растений; в местах, используемых морскими животными для нереста и на путях миграции; на территории национальных парков, заповедников регионального и федерального уровней, в зонах экологического бедствия или в зонах, близких к этому состоянию. Человек несет уголовную ответственность за такое правонарушение с 16 лет. Российский закон «О рыболовстве» регламентирует право человека на ловлю рыбы, и это право принадлежит каждому из нас. Определенной лицензии или разрешения не нужно (исключая период нереста рыбы с середины апреля до середины июня). Но на рыбалке нужно придерживаться основного правила – человек является рыбаком лишь при наличии не более двух крючков. При нарушении этого правила вы уже становитесь браконьером и в этом случае не исключены проблемы с правоохранительными органами. Грань между понятиями «рыбак» и «браконьер» очень хрупка, поэтому не стоит пренебрегать правилами легальной ловли рыбы. Принимайте рыбалку как отдых и удовольствие. Как не попасть на штраф?Водоохранная зона – территория, которая примыкает к береговой линии моря, реки, ручья, канала, озера, водохранилища (граница поверхностного водного объекта является и границей водоохранной зоны, а сам водный объект не входит в состав зоны) и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения его вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ: п. 4. ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от истока рек или ручьев протяженностью: 1) до 10 км в размере 50 м; 2) от 10 до 50 км – 100 м; 3) от 50 км и более – 200 м; п. 15. прибрежные защитные полосы – территории, которые устанавливаются в границах водоохранных зон, примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Специфика границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в том, что они не приурочены к линейным природным или рукотворным объектам, а потому практически не опознаваемы на местности. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов посредством специальных информационных знаков в настоящее время – единственный способ, предусмотренный законодательством. Установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ. Основным защитником рыболовов является п. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ, который гласит: «Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Выходит, нет знаков – нет водоохранной зоны (прибрежной защитной полосы)! Соответственно, применение штрафных санкций за нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, предусмотренных ст. 8.42 КоАП РФ от 28.12.2009 г. №380-ФЗ, возможно только при наличии установленных на местности границ и специальных информационных знаков. Если знаки есть, то их можно проверить на соответствие постановлению №17 от 10.01.2009 г. «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов». Если знаки есть и соответствуют постановлению, то административные органы, в том числе органы рыбоохраны, вправе применять ответственность по статье 8.42 КоАП РФ при наличии доказательств, подтверждающих совершение правонарушения в пределах, обозначенных на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Если знаки не соответствуют установленным правилам, или отсутствуют, а инспектор пытается составить протокол, проинформируйте его, что вы напишете заявление в прокуратуру с просьбой проверить его действия на наличие состава преступления по статьям 286 (превышение должностных полномочий) и 330 (самоуправство) УК РФ. Также можно вести видеозапись, предварительно предупредив об этом инспектора, сейчас у всех есть телефоны, фотоаппараты, камеры. В протоколе обязательно нужно указать, что велась съёмка на камеру (марки такой-то, серийный номер такой-то) и видеозапись вы готовы предоставить в суде. Запретить съёмку инспектор не вправе! Исполнение государственными и муниципальными служащими своих служебных обязанностей не может быть отнесено к их частной жизни, поэтому разрешение на съемку не требуется. Однако не следует забывать, что при получении от них информации необходимо извещать их о производстве съемки (но извещать, а не спрашивать разрешения). Сотрудники МВД, МЧС, ФСБ и прокуратуры и т.п. являются сотрудниками государственных органов, следовательно, они не могут ограничивать получение человеком информации, даже если он не представитель СМИ. С правовыми основаниями незаконности запрета на съемку работников и сотрудников силовых ведомств, находящихся при исполнении своих должностных обязанностей, можно ознакомиться в Указе президента РФ от 31.12.1993 года №2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п.3), а также в Федеральном законе РФ от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст.3 п. 3), Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п.3 ч.4 ст.8). Нельзя быть подлинным рыбаком без знания правил этикета, который предусматривает не только трепетное отношение к природе и доброжелательное – к товарищам по рыбалке, и, что самое главное, – без знания законодательства, которое регламентирует ваши права и ответственность при ловле рыбы. Напоминаем, что по информации Государственного комитета по рыболовству Республики Крым с 1 апреля по 31 мая на территории полуострова ловля рыбы запрещена.
Анастасия Баулина.
| |
|