15.45.26 КОЛЫБЕЛЬ ПАЛУБНОЙ АВИАЦИИ | |
В конце 40-х годов ХХ столетия советские ученые начали работы по созданию самолета вертикального взлета и посадки (СВВП). В середине 50-х гг. был спроектирован и построен экспериментальный вертикально взлетающий аппарат «Турболет». 24 августа 1956 г. летчик-испытатель летно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности (ЛИИ МАП) Юрий Александрович Гарнаев продемонстрировал «Турболет» на воздушном параде в Тушино. Этот фантастический аппарат проложил дорогу СВВП в бывшем Советском Союзе. С начала 60-х гг. в отделе конструкторского бюро (ОКБ) А.С. Яковлева велись работы по созданию СВВП. Первые опытные экземпляры самолета Як-36 были изготовлены на московском машиностроительном заводе «Скорость». Заводские испытания самолета проводили летчики-испытатели Юрий Александрович Гарнаев и Валентин Григорьевич Мухин. В середине октября 1966 г. на аэродроме подмосковного г. Кубинка для руководителей государства и высшего командующего состава ВМФ и ВВС В.Г. Мухин летчик-испытатель (ОКБ А.С. Яковлева), Герой Советского Союза выполнил показательный полет на СВВП Як-36М. В 1971 г. наземные испытания опытных экземпляров СВВП Як-36М были завершены и предстояло выполнить первую посадку на корабль. 18 ноября 1972 года летчик-испытатель Михаил Сергеевич Дексбах на самолете Як - 36М взлетел с Кировского аэродрома и в акватории Феодосийского залива совершил первую в истории Советского ВМФ посадку на палубу противолодочного крейсера (ПКР) «Москва». Принято считать, что 18 ноября стало днем рождения палубной авиации. Жителей поселка Кировское, Кировского р-на, ветеранов военной службы 3-го управления 8-го Государственного Краснознаменного научно-испытательного института ВВС им. В.П. Чкалова поздравляю с 40-летним юбилеем. Своим ратным трудом вы проложили дорогу создания палубной авиации. Желаю вам крепкого здоровья, благополучия и счастья. Г. П. Рогожа, | |
|