№19 от 08.05.2014 г.
«Мы знали, что Крым, разрушенный, затоптанный сапогами немецких солдат, снова будет нашей землей. Мы знали, что освободим его. Немцы гоготали в пышных парках, где мы любили каждое дерево, каждый поворот дороги. Немцы превратили в горы битой черепицы героический Севастополь… Но мы знали, что освободим Крым, наш Крым, где в синеве и блеске тонут обрывистые мысы, и море подносит к их подножию палую листву. Тот Крым, где каждому из нас хотелось остановить время, чтобы не терять ощущение молодости».
Эти слова Константина Паустовского из очерка «Крымская весна», написанного весной 1944 года сразу после освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков, выражали чувства, мысли, надежды многих крымчан, переживших военное лихолетье. И тех, кто в годы оккупации ждал освобождения родной земли, и тех, кто находился вдали от неё, сражаясь на других фронтах, и тех, кто непосредственно участвовал в боях за освобождение крымской земли. Именно к таким людям относился Чернявский Юлий Константинович – старокрымчанин, фронтовик и учитель. На его долю выпали тяжелые, страшные годы оккупации родного Крыма, когда каждый день и час в жизни могли оказаться последними, но вера в победу и мужество не давали терять надежду, заставляли верить в стойкость и непобедимость своего народа, верить в то, что погонит он врага со своей земли и отомстит за все надругательства над нею.
Познакомилась я с Юлием Константиновичем в 2002 году 8 марта - очень добрым, немногословным, с тихой задумчивой улыбкой. Он был учителем истории в Старокрымской средней школе, потом директором Красносельской восьмилетней школы, отчаянным краеведом, стоял у истоков основания краеведческого музея в Старом Крыму, где особое место уделял истории города и периоду Великой Отечественной войны. Его имя упоминается в путеводителе Государственного Эрмитажа по экспозиции, посвященной Солхату - Старому Крыму. Но об этом я узнала немного позже. А тогда, в женский день, он меня покорил скромным букетом из веточек вербы, который наломал тут же, у себя в саду. Более искреннего букета я в своей жизни не получала.
Ровно через пять дней, 13 апреля, в день освобождения Старого Крыма от немецко-фашистских захватчиков, я снова увидела Юлия Константиновича и… замерла. Он шел, прихрамывая (о причинах хромоты я узнала позже), в черном парадном костюме, голова была гордо поднята, на лице та же тихая улыбка, но уже не задумчивая, а торжественная, но самое главное было не в этом. На его пиджаке в лучах яркого солнца светились многочисленные награды, полученные Юлием Константиновичем за заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны. Позже я узнала, что он не спешил рассказывать о своих заслугах, когда постоянно ученикам на уроках истории и во время походов с ними же по партизанским тропам в крымских лесах рассказывал о подвиге народа в годы военного лихолетья. Самыми святыми и почитаемыми праздниками для Юлия Константиновича были 9 Мая и 13 апреля – День Победы и День освобождения Старого Крыма. 9 Мая связан еще и с днем освобождения героического Севастополя, в котором он принимал непосредственное участие. Юлия Константиновича в тот день пригласили в школу на торжественное мероприятие, посвященное освобождению Старого Крыма, чтобы он выступил перед детьми. А 9 Мая он планировал участвовать в параде, как это делал каждый год на протяжении 57 лет…
Но через 12 дней после этой, второй по счету, нашей встречи, Юлия Константиновича не стало... Огромное сердце настоящего человека не выдержало, организм, подорванный ранами, замер. В любимом апреле, который связан с освобождением родного города и всего Крыма, Чернявский Юлий Константинович был похоронен на старокрымском кладбище. Много людей пришло отдать память ветерану, а ученики торжественно и бережно несли награды своего учителя, особое место среди которых занимал орден Отечественной войны II степени…
Наталья Юльевна, младшая дочь Юлия Константиновича, познакомила меня с биографией отца. Родился Чернявский Ю.К. в 1924 году в Москве, в учительской семье. Кстати, две дочери Юлия Константиновича – младшая и старшая – продолжили семейную династию учителей. Старшая - Инна Юльевна живет и работает учителем математики в Санкт-Петербурге, младшая – Наталья Юльевна с мужем, Сергеем Николаевичем, преподают в Старокрымском УВК № 1 «Школа-гимназия». Средняя дочь – Виктория Юльевна решила пойти другой дорогой, но выбрала не менее почетную профессию врача и уже много лет работает в Кировской больнице зав. терапевтическим отделением.
В 1926 году семья Чернявских переезжает в Феодосию, где Юлий Константинович окончил 8 классов в 1941 году. Дальнейшей учебе помешала начавшаяся война. С 1941 и по 1944 годы находился на территории, оккупированной немцами. Осенью 1943 года был схвачен во время облавы и отправлен немцами в концлагерь в районе села Батальное Ленинского района. 25 декабря 1943 года вместе с бывшими товарищами по феодосийской школе бежал из лагеря и до прихода Советской Армии жил в селе Кишлав (Курское), бывшего Старокрымского района. В апреле 1944 года вместе с наступающей Советской Армией ушел воевать, и был зачислен в 719 стрелковый полк 227 стрелковой Краснознаменной Темрюкской дивизии. Служил артиллеристом-разведчиком во взводе управления полка. Дивизия принимала участие в освобождении города Севастополя, а потом в составе 2-го Украинского фронта, участвовала в Ясско-Кишиневской операции по ликвидации окруженных немецких войск. Дальше дивизия с боями прошла Румынию, Трансильванию, Венгрию. Наиболее жестокими боями, в которых пришлось участвовать – это бои по ликвидации окруженной Ясско-Кишиневской группировки немецких войск, бои за город Сольнок и переправу через реку Тиссу, бои за город Ясберень и город Хатван, расположенный в 25 километрах от столицы Венгрии – Будапешта.В боях за город Хатван 27 ноября 1944 года был тяжело ранен (остался без ноги – вот она, причина хромоты!) и до конца апреля 1945 года находился на лечении в госпитале.
За участие в боях награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями. После возвращения из армии окончил педагогическое училище, затем пединститут. Женился, вместе с женой, Ниной Александровной, воспитал трех прекрасных дочерей. Работал в Старокрымской средней школе учителем истории, а затем директором Красносельской восьмилетней школы.
Юлий Константинович был увлеченным краеведом, с учениками исходил весь Крым, поднимался на все крымские вершины и мало кто знал, что у него вместо ноги – протез. По его инициативе и при непосредственном участии на г. Бурус установлен памятник погибшему партизанскому отряду, состоявшему из учеников Старокрымской школы. Вел активную военно-патриотическую работу. Поддерживал связь с ветеранами 227 Дивизии, освобождавшей Старый Крым, организовывал их встречи со школьниками. За свой педагогический труд награждался медалями и грамотами.
В год 70-летия освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков и в канун Дня Победы, в столь сложный период для Крыма, когда такие понятия, как Родина, патриотизм, память о героических днях той страшной войны, стоят как никогда остро, необходимо, чтобы как можно больше людей, особенно подрастающее поколение, узнавали о героях, приближающих День Победы. Чей пример вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к своей земле и сохранение памяти о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны. Одним их таких людей был и остается в памяти старокрымчан Чернявский Юлий Константинович.
Ирина Котюк,зав. Домом-музеем
К.Г. Паустовского, г. Старый Крым.
|