08.02.38 Крымский орел | |
№16 от 19.04.2018 г. АМЕТ-ХАН СУЛТАН – это летчик от Бога. Однажды, увидев парение чаек над волнами Черного моря, он дал себе клятву: вырасту – стану летчиком. Родился Амет-Хан Султан 20 октября 1920 г. в Крыму, в Алупке, в семье рабочего. Семья состояла из 4-х человек, отец – лакец из Дагестана, мать – крымская татарка и брат Имран. После окончания школы в 1937 г. (7 классов) поступил в Симферопольское железнодорожное училище. Работая слесарем в депо г. Симферополя, одновременно учился в аэроклубе, на курсах, которые успешно окончил в 1938 г. Свободное парение с парашютом на заводском аэродроме, окончательно привлекло молодого парня к авиации. В феврале 1939 г. по рекомендации Симферопольского железнодорожного депо был принят в первую Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу им. А.Ф Мясникова. Закончил в 1940 г. в звании младшего лейтенанта и прослужил год в Белоруссии в строевой части. Войну встретил в Молдавии. В первый день войны Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на разведку и штурмовку наступающего врага. И только 31 мая 1942 г. в небе над Ярославлем в воздушном бою он таранил немецкий бомбардировщик (Юнкерс-88). Позже за этот подвиг летчик был награжден орденом Ленина. В небе над Сталинградом он проявил себя, как признанный ас и был включен в состав 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка, своеобразной сборной советских летчиков, для противодействия немецким асам. За отвагу, проявленную в воздушных боях с «хваленными» немецкими асами, генерал-полковник авиации Т.Т. Хрюкин разрешил на борту самолета Амет-Хан Султана нарисовать орла. В октябре 1942 г. он стал командиром авиационной эскадрильи, в которой воевал до конца войны. В январе 1944 г. в паре с ведомым Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан Султан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолет «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомого для него самолета он совершил полет на немецком самолете. 29 апреля 1945 г. над небом Берлина он сбил свой последний немецкий самолет Фоке-Вульф 190. На счету Амет-Хана Султана было всего: 603 боевых вылета, 158 воздушных боев, лично сбил 30 вражеских самолетов и 19 в групповом бою. 24 августа 1943 г. награжден первой золотой медалью Героя Советского Союза. 29 июня 1945 г. награжден второй золотой медалью Героя Советского Союза. В Дагестане его считали своим национальным героем, в Крыму – крымско-татарским героем, а сам он в интервью говорил: «Я не дагестанский, и не крымско-татарский герой, я – Герой Советского Союза! – и тут же шутил – Я и хан, и султан». После войны женился на Фаине Максимовне Данильченко, в браке у них родилось 2 сына- Станислав и Арслан. 2 года после войны не мог устроиться на работу и только с помощью друзей с февраля 1947 г. Амет-Хан Султан был принят летчиком-испытателем в Летный исследовательский институт (ЛИИ) в Жуковском. В 1951-1953гг. вместе с Анохиным, Бурцевым, Павловым испытывали самолет снаряд Р-1. С 23 сентября 1963 г. – Заслуженный летчик-испытатель СССР. За годы работы в институте принимал участие в испытаниях около 100 типов летательных аппаратов и их модификаций. Налет 4237 часов. Погиб 1 февраля 1971 г. при испытаниях. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Г.П. Рогожа.
| |
|