Под этим заголовком пойдет рассказ о человеке, который всю сознательную и творческую жизнь связал с авиацией. О заслуженном летчике-испытателе, дважды рекордсмене мира и СССР по самолетному спорту, полковнике Юрии Даниловиче Урядове. Более 35 лет календарной службы в авиации, 5500 часов налета, в том числе 2500 часов в сложных метеоусловиях днем и ночью, 1500 часов над морем, включая полеты на авианесущих кораблях «Новороссийск», «Киев», «Москва», «Минск», крейсер «Грозный» в Баренцевом море. Мечта служить в авиации зародилась у него с детских лет. Голубое небо тянуло его к себе. Молодой деревенский парнишка часто задумывался и задавал себе вопрос: «Почему большие и малые птицы используют встречный ветер на взлете и посадке?» Идея этого худощавого, невысокого роста мальчишки тревожила родителей и всю многодетную семью. Семья жила бедно. Отец после фронтовых сражений вернулся домой, работал на железной дороге сцепщиком вагонов, получал 30 рублей в месяц. Мать-сирота, родителей ее убили во время войны, воспитывалась чужими людьми. Но это не помешало достойно воспитать и выучить своих детей. Юрий в семье был старшим. Он охотно сочетал учебу в школе с любимым лыжным спортом (имеет первый разряд), охотой и рыбалкой. Отец был против его авиационных настроений и говорил о продолжении традиций железнодорожника. По настоянию отца Юрий поступил в Пензенский железнодорожный техникум на паровозное отделение. Проучившись более 3 месяцев в техникуме, он вернулся в родную школу. После ее окончания военкомат настоял направить его в Балашовское летное училище бомбардировщиков, где он получил второй разряд. Его летное дело на 2-х типах самолетов было оценено на отлично московской инспекторской комиссией. После училища службу проходил в испытательных организациях Казахстана (ст. Чкаловская, Московский округ; Энгельс, Саратовской обл.; Кировское, Крымской обл.). Юрий Урядов за время службы в испытательных частях освоил и летал на 22 типах самолетов и вертолетов. «Хвалиться полетами на испытаниях авиатехники,- как он сказал – непозволительно». Летал над сушей и морем, днем и ночью в экстремальных ситуациях по выключению и запуску двигателей в воздухе. Все это требовало стальных нервов, холодной головы, здорового разума. Из опыта своей большой летно-испытательной работы он рассказал нам только о 4-х случаях небезопасных для жизни: «1959 год, Казахстан. Здесь проводили летные испытания тяжелых самолетов, бомбардировщиков ТУ-16 СР и ИЛ -28. Самолеты управлялись с помощью радионавигации с земли от взлета и до посадки. Экипаж самолета в одном лице командира вместо 3-6 человек. В этих полетах командир не застрахован от чрезвычайной ситуации как на взлете, так и посадке самолета. Отказ автоматического управления с земли мог привести к гибели самолета и командира экипажа, единственное спасение – катапульта. Сложны и рискованны полеты при испытаниях авиатехники с кораблей авианосцев, идущих со скоростью 60-70 км/час. С этой работой справлялся днем и ночью успешно без предпосылок к летным происшествиям. 1965 год, Баренцево море. Испытательные полеты на вертолете КА-25ц и его оборудования в северных суровых условиях при температуре воздуха – 250 С и ниже по поиску американских подлодок (атомных) в нейтральных водах. 19 полетов выполнены успешно, аппаратура работала безотказно. В последний 20-й полет взлетели со штурманом Геннадием Щеткиным с крейсера «Грозный», набрали Н-3000 м над облаками, работали по атомным подлодкам. По разрешению руководителя полетов на «Грозном» начали снижаться в облаках с посадкой на корабль. На Н-2000 м попали в интенсивное обледенение. Система обогрева Рио-2 с нарастанием льда на лопастях не справлялась. Вертолетом стало трудно управлять, скорость снижения быстро нарастала и вместо 5-6 м/сек дошла до 13 м/сек. Связь с берегом и кораблем пропала, выключился локатор. Определить свое место и удаление от острова Кильдин невозможно. Взяли курс в сторону суши и началась борьба за жизнь. На Н-120 м вышел из облаков, внизу бушует свинцовое море. Проверил наличие топлива по 4-м бакам, его оставалось на 20-30 минут полета. Пролетели 20 минут, штурман Г. Щеткин дрожащим голосом по СПУ закричал: «Командир, вижу по курсу что-то черное». Это был остров со скалами. Дотянули до берега, но над сушей всего пролетели 2-3 минуты и двигатели остановились. Вертолет был посажен на снежный покров высотой 2-3 метра. Через 30-40 минут прилетели поисковые самолеты и вертолеты. После заправки вертолета топливом я перелетел на аэродром г. Североморска. 1978 год, на тяжелом вертолете Ми-6 в нейтральных водах Черного моря в 2 часа ночи первым в ВВС СССР произвел поиск авианосца «Новоросийск». На ходу корабля выполнил посадку и взлет вертолета с уходом на базу. Командующий флотом, находясь в это время на крейсере, дал высокую оценку экипажу. Работа была трудной, но интересной». Урядов Ю.Д. награжден орденом За службу Родине в СССР ІІІ степени и 20 медалями. В возрасте 55 лет ушел с летно-испытательной работы и еще проработал на земле 11 лет в Таганрогской авиафирме. Сегодня жив, здоров, работает на даче, ездит на велосипеде по 20-25 км в день. Он от всей души и чистого сердца поздравляет всех ветеранов и кировчан с праздником авиации, желает крепкого здоровья, семейного благополучия и долгих лет жизни. Материал подготовила Елена Янчукова.
|