[газета Кировец ]
Главная » 2012 » Февраль » 16 » Охотники за субмаринами
12.50.59
Охотники за субмаринами
Уникальной авиационной научно-испытательной организации в этом году исполняется 80 лет (НИИ-15 ВВС ВМФ, 3 Управление ГНИКИ ВВС, ГАНИЦ ВС Украины). Это был единственный испытательный полигон, на котором в бывшем СССР прошли "обкатку” практически все самолёты и вертолёты морского назначения, авиационные комплексы кораблей и судов, с базированием на них летательных аппаратов и объекты в интересах освоения космоса. В преддверии Дня защитника Отечества и 80-летия НИИ-15 ВВС МВФ в нескольких номерах газеты «Кировец» будет размещен очерк заслуженного штурмана-испытателя СССР Владимира Николаевича Парахина, в котором он описывает богатую историю организации и специалистов, творивших её - опытных испытателей (лётчиков, штурманов, инженеров, радистов, техников, механиков, сотрудников).
Двадцатый век, 30-е годы. Золотой век отечественной авиации. В те годы многое было первым: первый истребитель, первый гидросамолёт, первый авианесущий корабль. Именно тогда, 4 марта 1932 года, Приказом Начальника Управления ВВС в штат НИИ Военно-воздушных Сил Красной Армии была введена "морская испытательная станция” (МИС), с базированием в городе Севастополе. Первым начальником МИС был назначен морской лётчик-испытатель Т.В. Рябенко. Уже в мае 1932 года были проведены испытания первого гидросамолёта МБР-2 (конструктор Г.М. Бериев). Это был морской ближний разведчик.
3 мая 1932 года морской лётчик-испытатель Б.Л. Бухгольц с механиком В.М. Днепровым в городе Севастополе впервые поднял гидросамолёт МБР-2 в небо. С той поры именно морское направление стало главным на всю последующую 80-летнюю историю испытательного центра.
Вехи истории центра:
1932 год – Морская испытательная станция НИИ ВВС РККА.
1936 год – Авиационный НИИ Морских Сил РККА.
1937 год – Лётно-испытательный институт ВВС ВМФ.
1942 год – Лётно-испытательная станция ВВС ВМФ.
1943 год – НИИ ВВС ВМФ.
1956 год – Лётно-испытательный центр НИИ -15 ВВС.
1961 год - 3 Управление ГНИКИ ВВС им. В.П. Чкалова.
1992 год – Государственный авиационный научно-испытательный центр Вооружённых Сил Украины (ГАНИЦ ВС Украины).
В течение 80-лет центром руководили: Т.В. Рябенко, Н.И. Никитин, Г.М. Балыков, П.И. Евдокимов, Хныкин, В.А. Никольский, Н.С. Хатиашвили, Р.М. Собченко, П.И. Сучков, М.Н. Мишук, В.В. Ермаченков, Г.В. Павлов, И.И. Овчаренко, А.В. Пресняков, Э.М. Колков, Ю.В. Жучков, Ю.М. Тишков.
За всю многолетнюю историю центра были испытаны: гидросамолёты и самолёты-амфибии, торпедоносцы и морские разведчики, противолодочные и патрульные авиационные комплексы, противоминные авиационные комплексы (тральщики), корабельные вертолёты, самолёты трамплинного, вертикального взлёта и посадки, поисково-спасательные авиационные комплексы, средства эвакуации, спасения и десантирования, авиационное вооружение современных кораблей, системы спасения спускаемых аппаратов космических кораблей (с практическим тренажем космонавтов по выполнению спасательных операций), авиационно-морское оружие, прицельно-навигационное оборудование и ряд других авиационных систем.
В разные годы в испытательном центре служили и летали Герои Советского Союза (РФ и Украины): В.В. Васенков (РФ), И.Т. Волынкин, Н.И. Друздев, А.Д. Карпов, В.Н. Кондауров, А.И. Крохалев, М.В. Лорин, В.Е. Лавров, Н.А. Мостовой, Н.А. Мусатов, Г.В. Павлов, А.В. Пресняков, С.В. Петруша (РФ), А.М. Раевский (РФ), И.М. Сухомлин, В.Е. Соловьёв, Ю.М. Тишков (Украина), А.Ф. Толмачёв, В.И. Токарев (РФ, лётчик-космонавт), Г.Г. Черниенко, И.Г. Шаманов, П.С. Шеин.
За многолетнюю творческую работу в области лётных испытаний и исследований новой авиационной техники испытателям центра были присвоены почётные звания:
"Заслуженный лётчик-испытатель СССР” (РФ) лётчикам-испытателям И.М. Сухомлину, А.С. Сушко, А.Г. Старостину, Э.М. Колкову, В.Н. Кондаурову, Е.М. Никитину, В.С. Картавенко, В.И. Ефимову, Ю.В. Жучкову, В.В. Васенкову, Ю.М. Тишкову, Н.Г. Рыжкову, Н.К. Шкурко, В.А. Пухватову (РФ), В.А. Лаврову (РФ), В.М. Михалкину (РФ), А.К. Смирнову (РФ), М.В. Торохову (РФ), Г.А. Паршину (РФ), В.Е. Половинкину (РФ), Г.А. Рябову (РФ), Н.Н. Наумову (РФ), П.И. Шуренкову (РФ);
"Заслуженный штурман-испытатель СССР” (РФ) штурманам-испытателям В.В. Давыдову, Р.И. Субаеву, А.С. Кудрявцеву, Р.Д. Юмагузину, С.С. Старостину, В.Н. Парахину, М.И. Мешкову, В.Л. Сокол-Кутыловскому, В.М. Чернову (РФ), В.В. Сунгурову (РФ).
В 1948 году в Феодосии создаётся лётно-испытательная станция НИИ авиации ВМС. В январе 1951 года на основании приказа командующего авиацией ВМС №17 от 26 января 1951 года начал формироваться испытательный авиационный полк. Лётный и инженерно-технический состав полка состоял в основном из фронтовиков, прошедших Великую Отечественную войну в составе морской авиации.
Штаб авиационного полка размещался в городе Феодосии (сейчас там базируется военкомат).
Самолётный парк базировался на аэродроме "Карагоз” (село Гончаровка, ныне село Первомайское). Самолётный парк состоял в основном из летательных аппаратов различных типов: Ту-2, "Каталина”, Ту-91, Ил-10, Ил-2Р, Як-3, Ту-4, Ми-2, Ан-2.
Командиром полка был назначен лётчик-испытатель А.С. Попов, начальником штаба А.В. Крохин, инженером полка В.И. Алексеев, командирами авиационных эскадрилий Герои Советского Союза И.Т. Волынкин и Г.Г. Черниенко, а транспортным звеном обеспечения командовал Г.И. Шевченко.
Лётный состав в эти годы - это костяк авиационного полка, в основном фронтовики, прошедшие Великую Отечественную войну, грудь каждого украшали боевые ордена и медали.

С 1 февраля 1951 года (день части) отдельный испытательный авиационный полк приступил к выполнению возложенных на него задач.

В 1954 году в 7 километрах от посёлка Кировское началось строительство бетонной взлётно-посадочной полосы (на новом аэродроме "Кировское”). Короткая взлётно-посадочная полоса аэродрома "Карагоз” уже не обеспечивала безопасности посадок реактивных самолётов, которые поступали на испытания.
В апреле 1956 года экипаж лётчика-испытателя А.Г.Биба на самолёте-торпедоносце Ту-14Т совершил первую посадку на новую полосу. С этого дня начались регулярные полёты на аэродроме "Кировское” на испытания и боевую подготовку. Полк получил более современные самолёты МиГ-15, МиГ-17, Як-25, Ил-28Т, Ту-14Т, Ту-16Т, вертолёты Ми-4.
4 апреля 1955 года директивой начальника НИИ-15 ВМС в штат авиационного полка дополнительно были включены: третья авиационная эскадрилья (исключительно звено вертолётов); четвёртая авиационная эскадрилья самолётов; экипаж самолёта Ил-14 с аппаратурой СПС; отдельный экипаж самолёта Ту-16Т и метеорологическая группа.
Отдельным испытательным авиационным полком в эти годы командовали: Ю.И. Пешков и Челеев (до 1949 года); А.С. Попов (1949 –1951 г.г.); Н.М. Черняев (1951-1952 г.г.); Н.И. Друздев (1952-1954 г.г.); П.Н. Обухов (1954-1956 г.г.); Ф.Н. Макарихин (1956 год); Т.Л. Троицин (1956-1957 г.г.); П.К. Калашников (1957-1960 г.г.).
В 1956 году НИИ15 ВМС был передан в подчинение ВВС и стал именоваться НИИ-15ВВС (основная база в Риге, затем в Ленинграде). А в Феодосии был организован лётно-испытательный центр НИИ-15 ВВС (с октября 1957 года 8 ЛИЦ НИИ-15 ВВС), в который вошёл отдельный испытательный авиационный полк, с базированием на аэродроме "Кировское”.
Основными направлениями деятельности НИИ-15 ВМФ в эти годы было проведение испытаний и исследований по авиационной технике и вооружению, предназначенных для применения в авиации ВМФ. В институте проходили испытания самолёты и вертолёты, средства поиска и обнаружения подводных лодок, средства поражения кораблей и подводных лодок, средства спасения на воде, авиационное оборудование и другое.
Опыт боевых действий флота в Великой Отечественной войне показал важную роль морской авиации в борьбе с противником на его коммуникациях, а также в охране караванов судов в открытом море. С этой целью создавались новые гидросамолёты.
Ввиду отсутствия своей гидробазы, эти работы требовали большого расхода и напряжения сил личного состава, так как проводили испытания длительное время на чужих базах: Поти (Ковец), Рига (Тиш-озеро), Север (Губа Грязная), Азовское море (Таганрог), Крым (Донузлав), Баренцево море (Североморск).
В феврале-мае 1961 года на базе 8 ЛИЦ НИИ ВВС из его подразделений и отделов воздушной разведки Управления ГНИИ ВВС было сформировано 3-е Управление ГНИИ ВВС с базированием в городе Феодосии.
Начальниками 3-го Управления ГНИКИ ВВС в последующие годы последовательно были: И.И. Овчаренко, А.В. Пресняков, Э.М. Колков, Ю.В. Жучков.
Авиационным полком (аэродром "Кировское”) в эти годы командовали: Н.А. Мостовой, А.С. Сушко, В.С. Авершин, В.В. Васенков, Ю.А. Сёмкин.
С 1963 по 1965 год в 3-ем Управлении ГНИИ ВВС прошли государственные испытания, и был принят на вооружение авиации ВМФ противолодочный самолёт-амфибия Бе-12.
В последующие годы, начиная с 1968 года на самолёте-амфибии Бе12 "Чайка” c бортовым № 05 лётным составом Управления, было установлено около 70 мировых рекордов по авиационному спорту (скорости, высоты, дальности полёта, скороподъёмности и массе груза, поднятого на высоту) в вариантах самолёта-амфибии и гидросамолёта.
Большой вклад в успешное проведение испытаний этих комплексов внесли: лётчики-испытатели С.М. Сухинин, А.Ф. Степанов, Н.Н. Кузьменко, Н.И.Фокин, Г.К. Ефимов, Н.К. Шкурко, В.В. Торубаров, В.А. Белов, Е.М. Никитин, И.И. Мазикин, Н.Н. Шлыков, С.Г. Иванов, Е.С. Кобяков, В.К. Николаев, К.С. Калугин, С.П. Андреев, В.А. Михалкин, С.А. Тюкавкин, В.В. Самородов, В.А. Бобылёв, Г.А. Паршин, Ю.П. Макаров; штурманы-испытатели В.И. Мелехин, Н.И. Москаленко, В.В. Давыдов, С.С. Старостин. Р.Б. Воронов, Г.А. Щёткин, Г.П. Мисюра, Н.Л. Лицман, В.Л. Сокол-Кутыловский, А.И. Бахурцов, А.А. Данилин, А.В. Верещака, О.А. Петров, Л.Н. Коркин, М.И. Мешков А.А. Шишка, А.Г. Циберкин, А.В. Мазепин, А.Г. Никитченко, А.В. Романов, А.Г. Волчков, В.М. Чернов, С.А. Михайлов, А.А. Шестаков, В.Ф. Непочатых, Н.В. Выдрин, Р.И. Субаев, Р.Д. Юмагузин, В.Ф. Незамаев, В.Н. Парахин, Е.А. Лушников; радисты-испытатели И.Д. Ткачёв, А.Ф. Дедов, А.А. Плотников, В.А. Спиридонов, П.С. Кузьмин, В.Г. Нефедьев, В.Н. Николаев, В.А. Антонов, П.М. Возмителев, В.И. Лейбо, В.Д. Чехний, В.С. Рубан, Б.С. Осин, А.Н. Ануфриев, В.И. Акентьев, В.И. Бунякин; бортовые инженеры-испытатели Н.М. Шубёнкин, П.И. Макаров, П.К. Одиноков, И.К. Инюхин, А.В. Ильичёв, В.С. Буянкин, А.В. Подопригора, М.А. Любимцев, В.И. Севастьянов, А.А. Бабак, Я.В. Корецкий, Я.В. Верещако, А.В. Самсонов, В.И. Дубинкин, В.Г. Бунов, П.Ф. Осипенко; инженерно-технический состав Б.А. Червяков, В.А. Махов, В.Я. Ковалёв, А.В. Котельников, М.К. Маспанов, А.П. Насонов, Н.Н. Германович, В.В. Жуков, В.И. Корнев, Н.Е. Шаламов, А.И. Березин, В.Н. Плющ. М.А. Шарипов, В.Р. Наплёков, В.П. Лиховидов, Н.Л. Петровский, Л.Г. Егиазарян.
Популярность и престиж военных испытателей 3-его Управления ГНИКИ ВВС были чрезвычайно высокими. Во многом, благодаря высокому профессионализму, мастерству и организованности лётчиков-испытателей, штурманов-испытателей, бортовых (инженеров, техников, радистов, операторов) - испытателей, инженеров, техников, механиков и всего обслуживающего персонала Управления и испытательного авиационного полка авиационная, морская и космическая техника проходили испытания с хорошим качеством и с небольшими потерями среди личного состава. А многие испытания были первыми.
В статье много не расскажешь того, что отражено в проекте моей новой книги (двухтомник) "В объятиях двух стихий”. В статье отражены только маленькие отрывки из монографий этой книги по испытаниям летательных аппаратов в интересах Морской авиации.
Прошли годы. Сменилось не одно поколение испытателей, многих уже нет среди нас, но память о них и их делах живёт в наших сердцах.
На сегодняшнем аэродроме "Кировское” ("Северный”) стоит тишина. Проводятся эпизодические испытания одиночных вертолётов, а иногда и самолётов по незначительной их модернизации. Нет авиатехники, нет топлива, нет материальных ресурсов, а главное, практически нет уже испытателей (лётчиков, штурманов, бортовых инженеров, техников и радистов).
С болью в душе приходится констатировать, что исчезает целая плеяда участников и свидетелей небывалых исторических событий мирового значения. Они уходят и уносят с собой историческую память тех лет.


В.Н. Парахин, 

заслуженный штурман-испытатель СССР.
Категория: Это надо знать | Просмотров: 2746 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0