[газета Кировец ]
Главная » 2016 » Июль » 4 » «Приходилось даже раненых вытаскивать с поля боя…»
10.56.05
«Приходилось даже раненых вытаскивать с поля боя…»

№ 26 от  30.06.2016 г.

В трудных боях добывалась победа над врагом на фронте. Тяжёлыми и сложными были неравная борьба и полная лишений лесная жизнь партизан. Фронтовики и партизаны дрались с врагом, их ненависть к гитлеровцам выплескивалась огнем винтовок и автоматов, взрывами гранат, бешеными рукопашными схватками. А в каждодневной жизни они были коллективом советских людей, если, конечно, не считать особых, военных условий их быта.

Жительница п. Кировское Ефросинья Захаровна Шишкова родилась 10 июля 1927 года в Белоруссии. Она является участником белорусского партизанского движения. Работала санитаркой в госпитале №3829 в г. Витебск. Награждена орденом Отечественной войны 2-ой степени, медалью «За отвагу», множеством юбилейных медалей.

К сожалению, «Кировцу» не удалось встретиться с Ефросиньей Захаровной лично, но по счастливой случайности в Кировском местном отделении Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» оказалось видео 3-хлетней давности, на котором В. Шинаков, М. Уразаева, Л. Еркина, В. Бойко, С. Салогуб, Р. Курдеде и Н. Пятак навещали ветерана. Далее рассказ от первого лица.

Жила в деревне, ходила в школу. Помню, мы в лесу собирали чернику, даже не подозревали, что война уже идёт. Когда пошли купаться на озеро, как раз уже было тепло, загудели танки, и мы бегом домой. Деревню начали бомбить, мы спрятались в окопе (взрослые, наверное, знали, что война будет, приготовили его заранее). А нам-то ничего не видно было в окопе, а было интересно, что происходит, дети всё-таки. Вылезли из окопа и залезли в ТОК, смотрели, как самолеты стреляли. Побили много наших… мы потом собирать трупы и закапывали их. Мне тогда 13 лет было.

Потом в школу не ходила, потому что всех забрали на войну. Нашу местность оккупировали немцы. Два года жила при оккупации. Фашисты делали всё, что хотели. Под Витебском они вешали комсомольцев головами вниз. Жителей деревни, где были партизаны, сгоняли в сарай, обливали керосином и сжигали живьем. Там были и дети, и старики. Страшно было очень!

Жизнь была тяжелая, хотелось уйти из дома. Потом приехал госпиталь, и я пошла туда работать. Сначала плакала, скучала по дому, т.к. маленькая ещё была. Потом привыкла. Госпиталь приехал в деревню Бойково под Невелем, там он стоял недолго, потом поехали в Двинск (уездный город и крепость Витебской губернии). Приходилось даже раненых вытаскивать с поля боя.

На кладбище немцы сделали блиндажи в три наката деревьев, они у людей забирали перины, подушки, которыми утепляли блиндажи, оттуда бомбили снарядами. Мы с подругой знали уже, что когда летит снаряд, нужно ложиться, снаряды взрывались и мы бежали к дому. А когда прибежали в деревню, навстречу шли родители с коровами, детьми в лес. Затем пришли «Катюши» и разбили немцев, выгнали их из этих блиндажей.

Когда война закончилась, домой уже не хотелось ехать. Из Двинска я поехала в Ригу, там работала и вышла замуж.

Муж был военным, позже его перевели в Карагоз (до 1948 года – село Первомайское, Кировский район), и мы переехали в Крым.

Фото из архива Кировской районной общественной организации ветеранов.

Записал Анастасия Бакулина.

 

Категория: Твои люди, район | Просмотров: 470 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0