[газета Кировец ]
Главная » 2015 » Апрель » 16 » Принят Кодекс административного судопроизводства РФ
12.30.58
Принят Кодекс административного судопроизводства РФ

№ 3 от 16.04.2015 г.

Президент России Владимир Путин 9 марта 2015 года подписал Федеральный закон от 08.03.2015 г. №22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», который заработает 15 сентября 2015 года.
К юрисдикции Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), будут относиться дела: об оспаривании действий муниципальной и государственной власти, нормативных правовых актов; о защите избирательных прав граждан РФ; присуждении компенсаций за нарушение прав граждан и организаций на судопроизводство в разумный срок; дела по кадастровой стоимости недвижимости, а также дела о приостановлении деятельности или о ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации; о прекращении деятельности средств массовой информации; о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в спецучреждение; о госпитализации в психиатрический или противотуберкулезный стационар в недобровольном порядке; об установлении, продлении, либо досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Сейчас все эти категории дел регулируются Гражданским кодексом РФ и Гражданско-процессуальным кодексом РФ, хотя фактически в них отсутствуют необходимые нормы и инструменты. Рассматривать эти категории административных дел после введения КАС РФ в действие по-прежнему будут суды общей юрисдикции и Верховный Суд РФ. В Федеральном законе «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», содержатся переходные положения. По ним все дела, находящиеся в производстве Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции, не рассмотренные до даты введения в действие КАС РФ, будут рассматриваться уже в соответствии с новым Кодексом.
В числе основных принципов осуществления административного судопроизводства, кодекс закрепляет принцип состязательности и равноправия сторон. Одновременно с этим кодекс признает изначально существующее неравенство между участниками административного процесса. Собственно, в этом и заключается его главная особенность. Неравенство проявляется в том, что у государственных и муниципальных органов власти, действия и решения которых оспариваются, имеется куда больше возможностей оказать влияние на исход дела, нежели у граждан и организаций. Поэтому отраженный в законе принцип равноправия и состязательности сторон так бы и остался чисто декларативной нормой, если законодатель не закрепил бы в нем еще один принцип – принцип активного участия суда. На практике реализация данного принципа будет означать вмешательство суда в ход дела в целях разъяснения более слабой стороне процесса ее прав, возможностей и положений законодательства, подлежащих применению в споре.
Также в целях правильного разрешения административных дел, суд будет вправе истребовать необходимые доказательства по своей инициативе. Об истребовании доказательства судом станет выноситься определение, в котором указываются срок и порядок представления доказательств. Неисполнение обязанности представить истребуемое судом доказательство грозит штрафом. Причем, наложение судебного штрафа не освобождает лицо, у которого находится истребуемое доказательство, от обязанности представить его в суд.
Кроме того, суд обязуется осуществлять контроль за заключением соглашения о примирении, отказом от предъявленных требований, признанием требований и предъявлением встречных требований. При проверке же законности нормативных правовых актов, решений, действий и бездействия, суд вправе будет выходить за пределы оснований и доводов заявленных требований. К примеру, если суд придет к выводу, что признание недействительным какого-либо решения, не приведет к восстановлению прав заявителя, суд сможет предпринять дополнительные меры по защите прав истца (обязать ответчика к совершению определенных действий, разрешить вопрос об отмене нормативно-правового акта). 
Также в кодексе содержится специальная глава, посвященная рассмотрению административных дел в порядке упрощенного, так называемого «письменного» производства. Данный порядок предполагает рассмотрение дела без участия сторон, то есть без проведения устного разбирательства путем исследования судом доказательств в письменной форме. Само решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, сможет быть обжаловано в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения участвующими в деле лицами копии решения. Упрощенный порядок будет применяться в тех случаях, когда всеми лицами, участвующими в деле, были заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие, а также если указанная в административном  исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тысяч рублей. Подобные дела будут рассматриваться судьей единолично в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела. Причем копия принятого решения должна будет направляться лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения.
Гарантией соблюдения прав наименее защищенной стороны административного судопроизводства является закрепление в законе института обязательного представительства, который представляет собой ведение дел граждан, обладающих административной процессуальной дееспособностью исключительно через своих представителей, наличие у которых высшего юридического образования  обязательно. Также обязательное участие представителя предусмотрели в отношении дел о принудительном медицинском освидетельствовании и принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар.

Я.А. Гуреева, помощник председателя 
Кировского районного суда РК.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Официально | Просмотров: 422 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0