16.00.22 ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | |
№19 от 08.05.2019 г. В силу своей профессиональной деятельности, я часто наблюдаю, как родители опекают своих чад, заменяют их регулятивные действия. Например, раздевают их, кормят с ложечки, завязывают шнурки, умывают и моют им руки, да много чего делают за них самих. Ребёнок не успевает учиться самостоятельности. А это качество ох как необходимо в дошкольном учреждении. Ведь в группе 30 малышей и только двое взрослых. Самостоятельность… Есть много разных подходов к определению данного термина. Например, самостоятельность – это компонент способности личности, то есть способность устанавливать основания для тех или иных поступков. Одним словом – выбор поведения. Закладывать самостоятельность нужно именно в дошкольном возрасте, когда личностное качество определяется при выполнении детьми несложных обязанностей по обслуживанию себя. Уровень самостоятельности связан с основанием социального опыта трудовой деятельности. Взрослым нужно оказывать поддержку малышу в стремлении сделать что-то самому, а не за него. И обязательно поощрять рост достижений: вчера ты только сам надел рубашку, а сегодня научился застёгивать пуговицы. Кстати, идёт развитие и мелкой моторики. А тренировать ребёнка можнопри застёгивании, например, папиной рубашки. Однажды шестилетний ребёнок сказал мне: «Я не хочу идти в садик». На вопрос, почему? Он объяснил, что когда они одеваются на прогулку, то воспитательница постоянно говорит: «Быстрее, быстрее!». А ребёнок, в силу своего инертного состояния, не может быстро надевать штаны, застёгивать курточку на молнию, завязывать шапочку. А разве родители всегда дают возможность собраться ребёнку в сад или на прогулку самостоятельно? Я предлагаю родителям обсудить ситуацию, которая поможет разобраться в вопросе самостоятельности детей. Мама торопится домой, но ребёнок хочет показать ей, что он научился сам надевать сапоги и джинсы. А ещё он сегодня сам застегнул молнию на курочке, только делает он очень медленно свои действия. Вопрос. Ваши действия.
Валентина Павловна Шадурская, психолог. | |
|