№25 от 19.06.2014 г.
В преддверии дня России, 10 июня т.г., в Литературно-художественном музее-филиале КРУ КЭИКЗ «Киммерия М. А. Волошина», открылась выставка «Русский лад». На ней представлено около 400 матрешек из коллекции жителей Старого Крыма Михаила и Светланы Рямбовых.
Семья Рямбовых начала собирать матрешки с 1981 года. Первый экспонат, положивший начало большой коллекции, был приобретен во время поездки Михаила Борисовича в Москву. Теперь в их коллекции есть работы профессиональных художников и народных мастеров производства матрёшки России, Украины, Белоруссии. Каждая деревянная куколка из коллекции по-своему уникальна.
На открытии выставки звучала музыка в исполнении воспитанницы старокрымской музыкальной школы Анастасии Ткаченко (рук. Светлана Сысоева). Песню на стихи Сергея Есенина исполнил музыкант Никита Крыгин (г. Москва). Поэтическое поздравление представили жительницы Старого Крыма Людмила Касперович и Маргарита Костикова. Со словами благодарности выступили Михаил и Светлана Рямбовы. А сотрудники музея подготовили интереснейшие рассказы об истории появления в России матрёшки, которая со временем сделалась не только игрушкой, но и русским символом.
Матрешке уже более ста лет. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века, она родилась в мастерской издателя, переводчика, владельца типографии и коллекционера русской живописи А. И. Мамонтова. Мамонтов приглашал в свою мастерскую мастеров-игрушечников, от которых требовал изобретательности и большой фантазии в создании игрушек. Чтобы расширить кругозор мастеров, в мастерскую выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Особенно популярным в то время было искусство стран Востока, в частности – японское изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Так, с острова Хонсю была завезена знаменитая предшественница и прообраз русской матрешки – фигурка добродушного и веселого старичка – буддийского мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую.
Эта японская игрушка была забавной и уж очень подходила к русскому вкусу, напоминая пасхальные деревянные яйца, которые точно так же вкладывались одно в другое. Выточить эту игрушку поручили потомственному мастеру-игрушечнику В. П. Звездочкину, а роспись первых образцов матрешек была поручена С. В. Малютину, который в то время по поручению А. И. Мамонтова иллюстрировал детские книги.
Русскую деревянную куклу прозвали Матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена считалось одним из наиболее распространенных женских имен, в основе которого лежало латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Матрешка – это матрона, достойная женщина, мать семейства, уважаемая госпожа. Это символ семьи, многодетности.
Массовое производство матрешек началось в Сергиевом Посаде. В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание.
Выставка будет работать до середины августа.
О. В. Кузнецова, заведующая
Литературно- художественным музеем, г.Стырый Крым.
|