09.18.06 Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья | |
№6 от 08.02.2018 г. Рождение малыша с отклонениями в развитии изменяет весь ход жизни семьи и является причиной продолжительной её дезадаптации. Другие дети в семье оказываются лишёнными внимания. Часто родители отдаляются от друзей, знакомых и даже родственников, которые тоже испытывают кризис, многие из них избегают встреч с такой семьёй. Семья попадает в группу риска. Накладывается табу на репродуктивную функцию из страха, что несчастье может повториться. Такой ребёнок требует от матери вдвое-втрое больше затрат времени и энергии, чем здоровый ребёнок, его не принимают в детский сад, он связывает мать, как говорится, по рукам и ногам. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду. Родители, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, получают крайне недостаточную информацию о том, как и чему его учить, как управлять его поведением. Во многих регионах осложняется воспитание и образование отсутствием социально-педагогических услуг, большинство детей не могут развивать способности, реализовать интересы и увлечения, посещать кружки, проводить досуг в социуме сверстников. Они обособлены. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям, человек смотрит положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути пойдёт. Именно в семье индивид получает свой первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребёнок. Семья с ребёнком-инвалидом – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и занятостью решением проблем ребёнка. У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, беспокойно спят, со страшными сновидениями. Родителям и членам семьи нужно придерживаться режима дня, чтобы ребёнок получал и часы отдыха, и время для бодрствования. У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья представления об окружающем мире ограничены. Поэтому очень важно постепенно расширять кругозор ребёнка. Прежде чем показать ребёнку каких-либо домашних животных, необходимо рассказать о них, показать на картинках, объяснить, как и где они живут, чем питаются. Особый уход требуется к ребёнку с болезненно выраженным чувством страха. Родители должны очень осторожно знакомить его с предметами, которых он боится; помогать постепенно преодолевать свой страх. Важное значение для предупреждения страха и развития таких отрицательных черт характера, как неуверенность, боязливость, имеет воспитание у ребёнка активности. Он должен обязательно выполнять дома посильную работу. Его надо научить с учётом его двигательных возможностей самостоятельно есть, одеваться, убирать постель после сна, складывать игрушки или школьные принадлежности, прививать элементарные бытовые навыки. Важно, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не только обслуживал себя, но и постоянно имел определённые обязанности, выполнение которых значимо для окружающих. Например, помочь накрыть на стол, убрать посуду после еды, помочь маме вытереть стол, убрать крошки со стола и т.д. В результате у него появится интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен старшим, появится уверенность в своих силах, выработается навык, который со временем перейдёт в привычку. Для создания благоприятных условий воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье, родителям, прежде всего, необходимо знать особенности заболевания и развития ребёнка, а также его возможности выполнять те или иные задания, упражнения. Немаловажную роль играет и организация систематических занятий по развитию речи. Неправильное произношение приносит ребёнку много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки устной речи очень часто влияют на письменную речь. От вас, любящие родители, требуется «совсем немного» – набраться терпения, заинтересовать ребёнка и включить его в работу. Но помните, ребёнок должен учиться играя. Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками: застёгивать пуговицы, молнию на куртке, шнуровать ботинки, лепить из пластилина или теста. Многие мамы не доверяют ребёнку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, то получится отличная тренировка для руки. Постепенно ребёнок упражняется в умении сдерживаться и регулировать своё поведение. При упорядоченной жизни в домашних условиях у него расширяется кругозор, обогащается память, формируется наблюдательность и любознательность, а также приобретается навык. Следует ещё раз обратить внимание родителей на необходимость включения ребёнка в повседневную жизнь семьи. Несмотря на двигательные и речевые нарушения разной степени выраженности, ребёнок должен в качестве равноправного члена семьи принимать посильное участие в делах и заботах. Родительский такт в таких случаях выражается в умении предложить ребёнку доступные и посильные дела. Такое распределение обязанностей в семье будет способствовать сглаживанию у ребёнка ощущения ущербности и развитию положительных сторон его личности.
В.П. Шадурская,психолог.
| |
|