[газета Кировец ]
Главная » 2018 » Март » 26 » Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
09.18.06
Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

№6 от 08.02.2018 г.

Рождение малыша с отклонениями в развитии изменяет весь ход жизни семьи и является причиной продолжительной её дезадаптации. Другие дети в семье оказываются лишёнными внимания. Часто родители отдаляются от друзей, знакомых и даже родственников, которые тоже испытывают кризис, многие из них избегают встреч с такой семьёй. Семья попадает в группу риска. Накладывается табу на репродуктивную функцию из страха, что несчастье может повториться. Такой ребёнок требует от матери вдвое-втрое больше затрат времени и энергии, чем здоровый ребёнок, его не принимают в детский сад, он связывает мать, как говорится, по рукам и ногам. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду.

Родители, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, получают крайне недостаточную информацию о том, как и чему его учить, как управлять его поведением.

Во многих регионах осложняется воспитание и образование отсутствием социально-педагогических услуг, большинство детей не могут развивать способности, реализовать интересы и увлечения, посещать кружки, проводить досуг в социуме сверстников. Они обособлены.

На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям, человек смотрит положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими.

Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути пойдёт. Именно в семье индивид получает свой  первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребёнок.

Семья с ребёнком-инвалидом – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и занятостью решением проблем ребёнка.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, беспокойно спят, со страшными сновидениями. Родителям  и членам семьи нужно придерживаться режима дня, чтобы ребёнок получал и часы отдыха, и время для бодрствования.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья представления об окружающем мире ограничены. Поэтому очень важно постепенно расширять кругозор ребёнка. Прежде чем показать ребёнку каких-либо домашних животных, необходимо рассказать о них, показать на картинках, объяснить, как и где они живут, чем питаются.

Особый уход требуется к ребёнку с болезненно выраженным чувством страха. Родители должны очень осторожно знакомить его с предметами, которых он боится; помогать  постепенно преодолевать свой страх.

Важное значение для предупреждения страха и развития таких отрицательных черт характера, как неуверенность, боязливость, имеет  воспитание у ребёнка активности. Он должен обязательно выполнять дома посильную работу. Его надо научить с учётом его двигательных возможностей самостоятельно есть, одеваться, убирать постель после сна, складывать игрушки или школьные принадлежности, прививать элементарные бытовые навыки. Важно, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не только обслуживал себя, но и постоянно имел определённые обязанности, выполнение которых значимо для окружающих. Например, помочь накрыть на стол, убрать посуду после еды, помочь маме вытереть стол, убрать крошки со стола и т.д. В результате у него появится интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен старшим, появится уверенность в своих силах, выработается навык, который со временем перейдёт в привычку.

Для создания благоприятных условий воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье, родителям, прежде всего, необходимо знать особенности заболевания и развития ребёнка, а также его возможности выполнять те или иные задания, упражнения.

Немаловажную роль играет и организация систематических занятий по развитию речи. Неправильное произношение приносит ребёнку много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки устной речи очень часто влияют на письменную речь. От вас, любящие родители, требуется «совсем немного» – набраться терпения, заинтересовать ребёнка и включить его в работу. Но помните, ребёнок должен учиться играя. Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками: застёгивать пуговицы, молнию на куртке, шнуровать ботинки, лепить из пластилина или теста. Многие мамы не доверяют ребёнку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, то получится отличная тренировка для руки.

Постепенно ребёнок упражняется в умении сдерживаться и регулировать своё поведение. При упорядоченной жизни в домашних условиях у него расширяется кругозор, обогащается память, формируется наблюдательность и любознательность, а также приобретается навык.

Следует ещё раз обратить внимание родителей на необходимость включения ребёнка в повседневную жизнь семьи. Несмотря на двигательные и речевые нарушения разной степени выраженности, ребёнок должен в качестве равноправного члена семьи принимать посильное участие в делах и заботах.

Родительский такт в таких случаях выражается в умении предложить ребёнку доступные и посильные дела. Такое распределение обязанностей в семье будет способствовать сглаживанию у ребёнка ощущения ущербности и развитию положительных сторон его личности.

 

В.П. Шадурская,психолог.

 

Категория: Разное | Просмотров: 532 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0