14.08.37 Старокрымский сокол | |
№32 от 10.08.2017 г. Я мечту лелею непростую, И все чаще обращаюсь к ней. Мне бы строчку написать такую, Чтоб она жила в сердцах людей. Н. Захарченко
Это рассказ о замечательном летчике-испытателе, жизнь которого была наполнена романтикой. Город Старый Крым – город административного подчинения Кировскому району (пгт Кировское). А ведь в былые времена это столица Крыма, предположительно с 1236 года. В 1953 году в г. Старый Крым из г. Якутска, где 30 июля 1943 г. родился Саша Яковенко, переехала его семья. Здесь Саша окончил среднюю школу. В октябре 1948 года в городе Феодосия создается летно-испытательная станция (ЛИС). В состав ЛИС вошли аэродром в поселке Карагоз (Гончаровка), ныне Первомайское и полк летных испытаний. На нем базировались такие типы самолётов, как Ли-2, Ту-4, Ту-16, Ил-28, МиГ-15 и другие. В то время полеты были интенсивные, и маленький Саша не уставал любоваться полетом этих самолетов. На них проводились испытания многих систем самолётов, вертолётов и их вооружения. Все это происходило на глазах юного Саши. Он был влюблён в небо и после окончания школы выбор был один – быть лётчиком. И в 1961 г. он поступает в Черниговское высшее летное училище, которое он заканчивает в 1965 г. с отличием. После окончания училища он проходит службу в различных авиационных частях Закавказского Военного округа. С самого начала службы он зарекомендовал себя грамотным, дисциплинированным летчиком. В 1969 г. правительство и командование Вооруженных Сил СССР приняли решение об участии наших войск, в т.ч. авиации, в арабо-израильском конфликте на Ближнем Востоке, для защиты неба Египта. В 1970 г. для участия в боевых действиях был зачислен Яковенко. Подготовка велась в городе Мары на юге Туркмении. Основной упор делали на отработку сложного пилотажа до совершенства. По окончании учебы в городе Мары всех переодели в гражданскую одежду и направили в город Каир в посольство нашей страны. В Египте наши летчики находились в постоянной готовности к ведению боевых действий. Главная задача – обеспечить противовоздушную оборону при строительстве Асуанской плотины. Служба в АР Египет усложнялась тем, что нужно было освоить азы арабского языка. Весь радиообмен проводился только на арабском языке. Записывались слова на картонке в планшете, который крепился к левой ноге выше колена. Свой воинский долг в Египте Яковенко выполнял в течение полутора лет. Будучи влюбленным в свою работу, он в 1973 году добился назначения в научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил имени В.П. Чкалова (ГКНИИ ВВС), в городе Ахтубинске в 1– ое Управление, которым командовал Герой Советского Союза Степан Анастасович Микоян. В этом институте Яковенко испытывал различные типы современных самолетов. В 1975 году по семейным обстоятельствам он переводится в 3-е Управление 8 ГКНИИ ВВС имени В.П. Чкалова в город Феодосия. Его направляют служить в авиационный полк, в третью испытательную эскадрилью летчиком-испытателем. Основные полеты по испытаниям выполнялись на сввп Як-38м (Як-38му). Кроме того, в полку он летал на таких типов самолетов, как УТИ МиГ-15, МиГ-17, МиГ- 21 и вертолетах К-25, К-27, Ми-6, Ми-8, Ми-14 и других. Подготовка к полетам велась тщательно. В конструкцию самолетов Як-38м (Як-38му) внедряли новый способ взлета – взлет с коротким разбегом (ВКР). Яковенко доверяли испытывать эту систему как с наземных аэродромов, так и с палуб авианосцев. Для скрытной доставки с ВВП в «горячие точки» было предложено использовать контейнеровозы типа «Капитан Смирнов», «Николай Черкасов» и другие. Эта работа ювелирная, не каждому летчику под силу ее выполнить. Реакция у него была мгновенная. Посадку самолета производил блестяще. В 1984 году после внедрения ВКР на самолетах Як-38м, Як-38му, как штатного режима, самолеты испытывались на Тихом океане в районе Вьетнама на палубе ТАКР «Новороссийск». Испытания проводились в условиях жаркого климата и повышенной влажности. Одним из немногих летчиков-испытателей этого режима был и Яковенко. В августе-ноябре 1984 года на аэродроме «Жуковский» лично Яковенко были проведены специальные летные испытания по сваливанию в штопор с подвесками вооружения на самолете (с авиационными бомбами) на Як-38м. Это испытание первой сложности. Свой богатый практический опыт он передавал молодым летчикам. К нему можно было обратиться по любому вопросу, он был летчиком от Бога, летчик – ас, человеком с большой буквы. Одной из характерных его особенностей было прекрасное чувство юмора. В 1990 году Яковенко ушел на пенсию в звании полковника. Он честно отслужил более 25 календарных лет без предпосылок к летным происшествиям и летных происшествий по своей вине.
Г.П. Рогожа.
| |
|