[газета Кировец ]
Главная » 2017 » Апрель » 13 » Судьбы авианосцев
14.17.51
Судьбы авианосцев

№14 от 06.04.2017 г.

В 70-е годы XX столетия на судостроительном заводе города Николаев началось строительство тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР). При распаде Советского Союза в начале 90-х годов тяжелая участь постигла этих авианосцев. Используя книги В.В. Бабича «Наши авианосцы» (Николаев: Атолл, 2004.), С.А. Балакина и В.П. Заболоцкого «Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова» (Москва: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.), предлагаю читателям газеты «Кировец» исторический материал о судьбе тяжелых авианесущих крейсеров.

 

Волны крутые, штормы седые –

Доля такая у кораблей.

Судьбы их тоже чем-то похожи,

Чем-то похожи на судьбы людей.

 

В своем стихотворении М. Матусовский за многие десятилетия вперед определил судьбы наших авианосцев, которых в то время еще не было, да и людские судьбы тоже.

Из-за прекращения финансирования программы создания нового сверхзвукового, многоцелевого самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-41м, российское правительство в 1993 г. вывело из состава ВМФ и продало на лом первые три корабля. Когда распался Советский Союз, вследствие нарушения политических и экономических связей, стало ясно, что ВМФ России не под силу содержать авианосцы. Возник вопрос о возможности продажи их на металлолом. Впервые на государственном уровне вопрос о продаже «Минска» и «Новороссийска» был поднят в 1992 г. во время визита Б.Н. Ельцина в Пекин.

 

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) «Киев» николаевские судостроители сдали ВМФ 28 декабря 1975 г. Общей сложностью корабль строился 5 лет, 5 месяцев и 5 дней. Первым командиром «Киева» был капитан 1 ранга Юрий Георгиевич Соколов. Место постоянного базирования – Краснознаменный Северный флот, Североморск-1. Верой и правдой авианосец прослужил 18 лет. В 1999 г. правительство России продало крейсер «Киев» американо-китайской компании за 1,8 млн $ (по 72 $ за тонну). Затем эта компания перепродала крейсер китайскому покупателю за 8,2 млн $. Китай платил деньги не за металлолом, а за военный корабль, который имел передовые технологии. После реставрации китайцы превратили авианосец в развлекательный центр «Мир «Киева». Его посещает около 100 тыс. человек в неделю.

 

Авианосец «Минск» николаевские судостроители сдали ВМФ 27 сентября 1978 г. Корабль строили 5 лет, 9 месяцев и 2 дня. Этот корабль предназначался для укрепления морских рубежей на Тихоокеанском флоте. Место его базирования – г. Владивосток. Первым его командиром был капитан 1 ранга Виктор Александрович Гокинаев.

В июне 1993 г. в «младенческом возрасте» корабль исключили из состава Российского ВМФ, а в январе 1996 г. за 4,5 млн $ продали Южной Корее на металлолом. Однако в июне 1998 г. корабль был перепродан китайской стороне за 5 млн $ для развлекательного центра. Можно гордиться тем, что «Минск» пошел не на слом, а превратился в музей и демонстрирует наши достижения в кораблестроении конца 70-х гг. ХХ столетия.

 

(Продолжение следует…)

 

Г.П. Рогожа.

Категория: Разное | Просмотров: 385 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0