[газета Кировец ]
Главная » 2017 » Май » 29 » СУДЬБЫ АВИАНОСЦЕВ
10.15.58
СУДЬБЫ АВИАНОСЦЕВ

№20 от 18.05.2017 г.

В 70-е годы XX столетия на судостроительном заводе г. Николаев началось строительство тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР). При распаде Советского Союза в начале 90-х годов тяжелая участь постигла этих авианосцев. Используя книги В.В. Бабича «Наши авианосцы» (Николаев: Атолл, 2004.), С.А. Балакина и В.П. Заболоцкого «Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова» (Москва: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.), предлагаю читателям газеты «Кировец» исторический материал о судьбе тяжелых авианесущих крейсеров.

Наименование «Рига» было присвоено шестому по счету авианосцу. Закладку на «0» стапеле произвели 4 декабря 1985 г. На воду авианосец спустили 25 ноября 1988 г., а его сдача ВМФ планировалась в 1993 г.

Наименование «Рига» не пришлось носить и шестому авианосцу. В августе 1990 г. после событий в Латвии, ему присвоено святое для нашего флота имя –  «Варяг».

Строительство шестого авианосца пришлось в самый разгар «перестройки». Финансирование строительства ТАКР «Варяг» было приостановлено в январе 1992 г., «Варяг» к тому времени был доведен до готовности около 67%.

В сентябре 1991 г. Черноморский судостроительный завод посетил кандидат в президенты Украины Л.М. Кравчук и заверил рабочих: ««Варяг» потрібен Україні, ми його добудуємо». Кравчук назвал завод жемчужиной украинского судостроения. После этого Черноморцы единодушно выдвинули Кравчука кандидатом в президенты Украины. Во время второй президентской компании Л.М. Кравчук на завод уже не приезжал.

В последующие годы корабль посетили множественные делегации России, Украины, западноевропейских и других государств. «Варяг» на долгие годы замер у достроечной стенки, продолжая ржаветь.

Тендер выиграла туристическая фирма на юге Китая за 20 млн $. В 1999 г. этой фирме был продан авианосец. Ранним утром 14 июня 2000 г. «Варяг» распрощался с ЧСЗ. Авианосец с командой буксировали голландским и норвежским буксирами. Злоключения на этом не закончились. Турецкие власти запретили его буксировку через Черноморские проливы. Семнадцать месяцев «Варяг» был в беспрерывном движении на буксире по Черному морю.

Только 1 ноября 2001 г. на 506 день с момента выхода с Черноморского завода, после уплаты китайскими властями нужной страховки, «Варяг» был пропущен через пролив.

После выхода из Дарданелл «Варяг» попал в жесточайший шторм. Ночью, 3 ноября лопнули буксировочные концы, связывающие «Варяг» с норвежским буксиром и гигантский корабль 14 часов находился в свободном плавании.

Ситуацию спас российский буксир «Николай Чикер». В штормовых условиях команда российского буксира сумела принять аварийные концы с кормы «Варяга» и продолжала удерживать авианосец в течение 12 часов.

«Николай Чикер» – самый большой в мире буксир. Он буксировал авианосец вокруг Африки до порта назначения. 3 марта 2002 г. «Варяг» достиг китайского порта Даолян. Были побиты все возможные рекорды буксировки.

На крейсере, как и прежде, красуется гордое русское наименование «Варяг». После выполнения восстановительных работ Китай сможет использовать «Варяг» для подготовки морских летчиков собственного авианосного флота.

 

(Продолжение следует...)

 

Г.П. Рогожа.

Категория: Разное | Просмотров: 385 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0