09.46.04 СУДЬБЫ АВИАНОСЦЕВ | |
№26 от 29.06.2017 г. В 70-е годы XX столетия на судостроительном заводе г. Николаев началось строительство тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР). При распаде Советского Союза в начале 90-х годов тяжелая участь постигла этих авианосцев. Используя книги В.В. Бабича «Наши авианосцы» (Николаев: Атолл, 2004.), С.А. Балакина и В.П. Заболоцкого «Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова» (Москва: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.), предлагаю читателям газеты «Кировец» исторический материал о судьбе тяжелых авианесущих крейсеров. Несостоявшийся АТАКР «Ульяновск» В октябре 1987 г. постановлением Советского правительства было принято решение о строительстве атомного тяжелого авианесущего крейсера (АТАКР) «Ульяновск», открывавшего новое поколение авианосцев с ядерной энергетической установкой, катапультами, аэрофинишерами, трамплинами и базировавшими на них до 70-ти летательных аппаратов (ЛА). «Ульяновск» был заложен на ЧСЗ 25 ноября 1988 г. Трагически сложилась судьба и последнего, седьмого авианосца с атомной энергетической установкой. В конце 1991 г. техническая готовность корпуса «Ульяновск» достигала примерно 70%. С прекращением финансирования стальная громада корабля замерла на стапеле, ожидая своей участи. В это время ЧСЗ предложили выгодный контракт по строительству норвежскому судовладельцу серии танкеров. Для этого надо было освободить стапель, на котором строился «Ульяновск». Руководство завода обратилось в Главное управление кораблестроения ВМФ, к Министру обороны и президенту России с вопросом о дальнейшей судьбе корабля. Но в Москве были заняты своими проблемами. Тогда завод обратился к правительству Украины – что делать дальше? Там сказали: «Если России не нужен корабль, то мы выделим деньги на его порезку и освобождение стапеля». Это обещание было выполнено. В это время представитель американской фирмы предложил руководству завода купить корпус «Ульяновска» на лом. Был подписан контракт продажи корпусной стали по выгодной для завода цене. Не дожидаясь окончательного оформления контракта и поступления первых платежей, завод приступил к порезке корпуса корабля. Есть предположение, что это был агент, посланный на завод американскими спецслужбами. Может это и так, но корпус «Ульяновска» был уже разрезан. Однако, контракты с норвежской фирмой по строительству танкеров и контракт с американцами на продажу корпусной стали «Ульяновска» был аннулирован. Не трудно догадаться, кто мог стоять за всей этой историей. Не секрет, что за океаном не были заинтересованы в укреплении могущества Российского ВМФ. Через несколько лет в Украине стали резать подряд все, что было похоже на металл, не волнуясь о «трудоемкости». Разбирались здания и производства, демонтировались железнодорожные пути, резались недавно проложенные трубопроводы, теплотрассы и фермы опор линий электропередач. В интересах сиюминутной выгоды резались и продавались на лом дорогостоящее оборудование совсем недавно построенных автоматизированных животноводческих комплексов, а сами здания разбирались до последней балки. Исчезали и продавались на лом еще годные железнодорожные вагоны, из которых можно было собрать целые составы. Снимались электропровода, исчезали ограды, канализационные люки, мемориальные доски и памятники из цветного металла. В жилых зданиях замирали лифты из-за отсутствия элементов автоматики, ушедших на цветной лом. Выйдя утром за почтой, женщины вдруг обнаруживали, что исчезли металлические почтовые ящики. В деревнях тащили даже алюминиевые миски у собак. Создавалось впечатление, что успокоятся только тогда, когда все сравняется с землей. Историкам еще предстоит оценить феномен создания авианосцев… В этот период из стапеля исчез повернутый на землю «Ульяновск». Г.П. Рогожа.
| |
|