[газета Кировец ]
Главная » 2021 » Июль » 5 » Топограф-разведчик – глаза и уши тяжёлой артиллерии
10.37.17
Топограф-разведчик – глаза и уши тяжёлой артиллерии

№25 от 24.06.2021 г.

Героями рождаются или становятся? Готовность к подвигу – откуда она появляется у обычного, на первый взгляд, человека?

 

Мы с детства знаем имена многих героев... Официальный сайт Министерства обороны создал галерею фотографий Героев Великой Отечественной войны, и они увековечены в музее «Дорога памяти». Одним из таких героев является мой отец – Сушков Фёдор Петрович, который родился 09.09.1922 г. в селе Беломестное Новооскольского района Белгородской области.

Детство было очень трудным, голодным и холодным. Он был младшим среди четверых детей. Мать сильно болела, пролежала последние шесть лет парализованная. После смерти матери отец, забрав ребятишек, уехал в Хабаровск.

Сушков Фёдор Петрович 12.07.1941 г. был призван в ряды Красной Армии Хабаровским военкоматом.

В книге Сысоева Н.П. и Петровского И.Н. «Крымчане – защитники Сталинграда» о Ф.П. Сушкове пишется: «Был направлен в школу АИР (артиллерийской инструментальной разведки), которая находилась в городе Ворошиловск, в 30 км от Владивостока, где получил специальность топографа-разведчика. Не смотря на тяжёлое положение на фронтах, их обучали 9 месяцев.

В конце 1942 г. в Сибири сформировался 95-й пушечный артиллерийский полк, с которым Фёдор Сушков был отправлен на фронт. Сначала под Москву, а потом в Сталинград, где шли тяжёлые бои. Выгрузили их на станции Гумрек, оттуда было видно большое зарево от беспрерывной стрельбы и пожаров.

Шли они всю ночь, к утру прибыли в балку Вертега, где полк занял боевую позицию, и сразу вступили в бой. Дальнобойная артиллерия вела непрерывный огонь по врагу, а топограф-разведчик Ф.П. Сушков с двумя товарищами давали координаты артиллеристам прямо с передовой, а то и из тыла вражеских войск. С их помощью было уничтожено много вражеской техники, живой силы противника, складов с боеприпасами».

За участие в боях под Сталинградом отец был награждён медалью и Благодарностью Верховного Главнокомандующего Сталина И.В. После Сталинграда он был переведён в 9-й ГОРАД (Гвардейский отдельный разведывательный артиллерийский дивизион), который обслуживал одиннадцатую артиллерийскую дивизию РГК (резерв главнокомандующего). С ней он освобождал Харьков, Кировоград и всю Украину.

В конце 1944 г. Сушков Ф.П. медицинской комиссией был признан негодным к строевой службе (сказались ранение и контузия) и его направили в Киев для дальнейшего прохождения военной службы в должности старшины роты военного пересыльного пункта. В октябре 1945 г. был демобилизован из армии.

Награждён орденами Отечественной войны 2 степени, «За мужество», медалями «За оборону Сталинграда», «Жукова» и юбилейными медалями.

Мой отец, Сушков Фёдор Петрович, не любил рассказывать о войне. Всё пережитое он хотел забыть, но очень часто кричал по ночам, а мама нам, детям, объясняла, что ему снится война. Этот рассказ-воспоминание я записала в один из майских дней за несколько месяцев до его смерти…

 

Так мы шли к Победе...

 

Во время учёбы в разведшколе нас предупреждали, что топографам придётся работать на открытой местности, на виду у врага: «Заметив вас с прибором, немцы постараются вас уничтожить, т.к. вы будете обслуживать тяжёлую артиллерию, которая подавляет огневые точки обороны противника, уничтожает новую технику немцев – «Тигры» и «Фердинанды»».

Считаю, что второе мое рождение произошло под Черкассами. Мы получили задание – выйти на передовую линию к реке (на противоположном берегу находились немцы) и принести топографические данные. Мы с Владимиром и Михаилом добрались до места и начали работать, ребята называли координаты объектов, а я записывал. Не успел я проговорить: «Ребята, надо бы замаскировать теодолит, а то заметят фашисты», как вокруг нас стали рваться снаряды, взрывной волной сбило теодолит и треногой ударило меня по голове.

У развилки дорог находился блиндаж 2х2 в три наката. Мы бросились к нему. Огонь не прекращался, стреляли 120-мм гаубицы. В блиндаже мы вдруг услышали гул самолетов. Бомбардировщики начали сбрасывать бомбы. Земля смешалась с небом, стало темно от пыли и газов, в воздух взлетали черные столбы развороченной земли.

Я сказал: «Ребята, завтра наступление, и от нас ждут координаты и вычисления любой ценой, необходимо во чтобы то ни стало доставить их в штаб. Кто из нас останется в живых, тот и должен это сделать». И Бог помог нам – мы все остались живы. Выйдя из блиндажа, мы не узнали местность: вокруг зияли глубокие воронки от разорвавшихся снарядов, находившийся поблизости лесок сильно «поредел» и дымился.

Когда мы вернулись к своим, командир спросил: «А кого это там немцы обстреливали и бомбили? Неужели весь этот ад в вашу честь?».

Ценой собственной жизни мы готовы были выполнить боевое задание. Долг перед Родиной, ответственность за порученное дело, жажда Победы – всё это и спасало нас, и двигало вперёд.

 

В.Ф. Клокова (Сушкова), председатель

Золотополенского совета ветеранов.

Категория: Нам пишут | Просмотров: 174 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0