№2 от 15.01.2015г.
Я, Косенко Татьяна, жительница города Старый Крым, хочу рассказать о своем брате Иване Юдине-Кауниди, которому 3 января исполнилось бы 85 лет.
Наша семья проживала в теперешнем селе Абрикосовка Кировского района. Мама умерла, когда ей было 32 года, оставив шестерых детей. Марию 14-ти лет, Афанасия – ?, Ивана 6-ти лет, Митю – ?, меня и шестимесячного Костю взяли на воспитание в разные семьи.
Мои родители были простыми, добрыми людьми. Несмотря на трудные послевоенные годы, они помогли мне получить высшее образование, позднее помогали воспитывать детей.
В 19 лет, когда я училась на 2-м курсе пединститута, меня и Костю нашел наш старший брат Иван. Он разыскал всех: старшие оказались в Средней Азии, остальные в Крыму.
Иван был добрым, отзывчивым человеком, много читал, много писал о людях, которые сыграли в его судьбе огромную роль. Он жил в Керчи и работал на Камыш-Бурунском комбинате. Написал три книги, дарил их библиотекам в Керчи, знакомым в Старом Крыму. Мой брат, Иван Степанович Юдин-Кауниди, умер в 2006 году. О нем собран материал в музее Абрикосовской школы.
В предисловии к первой книге он написал о себе.
٭٭٭
Родился я в одном из красивейших уголков Крыма – в деревне Найман-Абрикосовка, 3 января 1930 года. Развалины Старого Крыма, найманские родник Чекрак-баш, фонтан, найманские лес, балка и сад оставили во мне неизгладимое впечатление и с детства вошли в мою душу.
Деревня Найман-Абрикосовка славилась своими садами, виноградниками, табаком и немногословными тружениками – греками. Очень обидно, что из бывшей греческой деревни, в которой до депортации 24 июня 1944 года насчитывалось 129 дворов, не вернулась в родное село ни одна семья греков.
Говорят, что греки – народ гордый и не могут простить то зло, которое совершило советское правительство. Сейчас односельчан-греков можно встретить в Старом Крыму, Феодосии, в поселке Витязево Краснодарского края, Башкирии, Средней Азии...
Отец мой, Степан Афанасьевич Кауниди (1893-1972 гг.), по национальности грек, рядовой колхозник. В годы Великой Отечественной войны по возрасту был призван в рабочий батальон. Всю войну и даже в послевоенные годы работал в шахтах Кемерово. Мать, Софья Михайловна, приемная дочка старокрымских греков, была добрая, кроткая женщина. Своим начальным воспитанием (она умерла в 1936 г.) я обязан матери. Именно она привила мне доброту, сердечность, любовь к сестрам и братьям, к старшим, трудолюбию...
Грамоте, по сути, я научился сам. До войны окончил три класса. Лишь в 1949 году поступил в керченскую вечернюю школу №3. В 1960 году – студент-заочник филологического факультета Ростовского госуниверситета. С 1969 года - учитель Приозерненской средней школы, затем директор вечерней школы, завуч ГПТУ №11, учитель СШ №19 г. Керчи. Четыре года работал учителем в школах Нижневартовска Тюменской области.
Читал много. Все свое свободное время отдавал чтению, литературе с античных времен до наших дней.
Мечтал я стать артистом, журналистом, учителем. С 1953 года появились в газетах: "Крымская правда", "Крымский комсомолец", "Керченский рабочий", "Рабочая газета" мои публикации. Писал статьи, репортажи, зарисовки, очерки, рассказы, стихи. В 1956 году, как активный юнкор, в числе 16 крымчан я принимал участие в работе слета юных корреспондентов Украины; в этом же году мне, единственному из Крыма, была оказана большая честь принимать участие в работе Всесоюзного слета юнкоров в Москве.
За активное сотрудничество в газетах я награжден 3 почетными грамотами Крымским обкомом комсомола и ЦК комсомола Украины.
Газеты охотно печатали мои материалы, особенно на тему, которой по-прежнему верен – нравственное совершенствование человека.
Шесть лет возглавлял поэтический клуб "Красная гвоздика" при Дворце культуры Камыш-Бурунского комбината. Каждое воскресение собирались любители поэзии со всего города. Позже некоторые стали печататься в периодической печати: Елена Рабочая, Анатолий Чернышев, Алевтина Викторова, Вера Дубинская; они благодарны клубу за постижение внутреннего смысла слова и пути рождения подлинного, жизнеутверждающего слова поэта.
В былые годы городская газета "Керченский рабочий" проводила литературные конкурсы на своих страницах. При подведении итогов конкурса члены жюри дважды мне присваивали призовые места за лучший очерк и стихотворение. Лучший гитарист и музыкант города Василий Оливин (Алифиренко) на мои 45 стихотворений написал музыку, некоторые песни прозвучали по городскому радио.
Известно, что литература всегда решала главные задачи – и в дни войны, и в послевоенные годы, и после нее. Литература стояла на страже великих ценностей, как часовой несменяемый – было освещено высоким пламенем времени трагического и героического. Жизнь шла. Создавались стихи и проза, темы которых подсказывали само время, новые волнения, радости и тревоги, торжества и трауры.
Мои стихи и рассказы – это, конечно, сам автор, не весь я, но, наверное, важная и главная часть. В память навсегда врезалась мысль А.С. Пушкина: "Слова поэта – суть дела его".
"Керчь – гордость моя" – это первая моя книга, дело моей жизни, моя биография. Биография моей души. Мне много лет. И, наверное, должен был написать больше, и лучше, и пронзительнее. Сейчас готовлю второй том (рассказы и очерки) на нравственные темы под общим названием "Отдай сердце мальчишке". Третий том "Поселок, сердцу близкий" (очерки и зарисовки) я посвящаю богу моей юности Керчи и родному поселку, и его предприятию – Камыш-Бурунскому комбинату, в котором я проработал 23 года – камнерезчиком, электрослесарем и старшим электриком. Здесь на каждом шагу меня пронизывает моя долгая жизнь. И благодарность к ней. За все – спасибо моему городу и родному поселку, селу Найман-Абрикосовка, где я родился! Селу, где пробежало мое босоногое детство.
Керчь, октябрь 2003 г.
Иван Юдин-Кауниди.
Т. Косенко, г. Старый Крым.
|