15.41.21 Влюблённый в небо | |
№15 от 11.04.2019 г. В нашем авиационном полку эксплуатировался военно-транспортный самолёт АН-12 ПС (поисково-спасательный). Он выполнял ещё и ряд других задач. Лётный и инженерно-технический состав (ИТС) летали в отдалённые места для приёма новой авиационной техники. Для этих целей готовили этот самолёт. В экипаж данного самолёта входил бортовой техник. Обязанность бортового техника – поддерживать самолёт в исправном состоянии. На аэродроме базирования самолёт готовили авиаспециалисты по службам, решение на выпуск самолета принимал бортовой техник. На перелёте вся подготовка к вылету ложилась на плечи борттехника. После посадки самолета на аэродроме необходимо произвести послеполетный осмотр самолета, заправить его ГСМ, на приемник воздушного давления (ПВД) установить чехол от попадания в него насекомых и влаги. Времени на отдых практически не остаётся. При интенсивных полётах так продолжается изо дня в день. Пора уже сказать, кто этот бортовой техник – майор Шубёнкин Николай Михайлович, прослуживший в нашем полку более 25 календарных лет. Хочется вспомнить про выходные дни, которых было мало, и командировки, которым нет числа. Расскажу немного про лётно-технический состав 3-й испытательно-авиационной эскадрильи. Было много вылетов личного состава: город Саратов – приёмка самолёта ЯК-38м (му); город Комсомольск-на-Амуре – самолёт СУ-27; город Нижний Новгород – самолет МИГ-29. В город Североморск 3–17 октября 1983 года была доставлена испытательная бригада в количестве 32 человек. 10 марта 1984 года бригаду с Дальнего Востока с аэродрома Пристань доставили в поселок Кировское после 160 суток командировки вокруг земного шара. Можно долго перечислять служебные командировки, в которых побывал Николай Михайлович, выполняя поставленные Родиной задачи. В фюзеляже самолёта на полу крепился транспортёр грузовой (ТГ-12). Это принадлежность службы вооружения, но в воздухе ТГ-12 легко поддается рукам Николая Михайловича. На транспортёр грузили (устанавливали) объект для сброса его в воздухе и закрепляли. По команде одного из членов экипажа, бортовой техник открывал рампу на срезе фюзеляжа, запускал пультом управления ТГ-12, и груз послушно скатывался до среза фюзеляжа и покидал самолёт. На транспортёр грузили различные объекты с парашютом в верхней части, груз, достигнув определённой высоты, до земли уже спускался на парашютах. Николай Михайлович в воздухе с самолёта транспортером грузовым (ТГ-12) сбрасывал спускаемый космический аппарат (его у нас называли «шарик») как на сушу, так и на водную поверхность. В день могли сбрасывать до 2 объектов и более. За многие годы, можно себе представить, сколько раз приходилось ему стоять в фюзеляже с открытой рампой. На ТГ-12 грузили спускаемый на парашюте поисковый катер «Ёрш». В начале, многократно, без экипажа, а затем со спасателями на борту. Это были наши товарищи, сослуживцы: Олег Александрович Иванов, Алексей Михайлович Бабырь, Иван Ефимович Демченко и Константин Иванович Анашкин. И всю эту опасную и трудную работу выполнял бортовой техник-испытатель Шубёнкин Николай Михайлович. Самолёт ВТА… его борт покидали, как профессиональные парашютисты, так и парашютисты-любители, совершали прыжки и наши космонавты. Фюзеляж (грузовая кабина) имеет внушительные размеры. Сброс объектов, как я писал, бывает как на суше, так и над водной поверхностью, и бортовому технику надо действовать строго по инструкции. Ведь от этого зависит жизнь многих людей. У Николая Михайловича было много друзей, он всегда был готов придти на помощь, поддержать товарища в трудную минуту. Уже более 20 лет, как нет его с нами, но его сослуживцы помнят его и всегда говорят о нем только хорошее. Заканчиваю свой рассказ словами мудреца: «Время раскрывает истину». Г.П. Рогожа.
| |
|