[газета Кировец ]
Главная » 2013 » Январь » 25 » «Жить нужно странствуя»
15.01.41
«Жить нужно странствуя»

№21 от 24 мая 2012 г.

31 мая 2012 года исполняется 120 лет со дня рождения классика русской литературы, величайшего гуманиста, мастера лирико-романтической прозы Константина Георгиевича Паустовского.
Экспозиция Дома-музея Константина Георгиевича Паустовского создана в 2005 году и открыта к 125-летию со дня рождения А.С.Грина. Музей входит в структуру Крымского республиканского учреждения «Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М.А.Волошина».
Тематика основного раздела экспозиции музея «Константин Паустовский и юго-восточный Крым» рассматривается в контексте литературно-художественной Киммерии и охватывает духовно-эстетическое пространство, связанное с городами Коктебель - Феодосия - Старый Крым.
Главной экспозиционной фантазией является тема странничества, выраженная ведущим текстом экспозиции, словами К.Г.Паустовского «Жить нужно странствуя».
Странниками были все певцы киммерийского пространства: Максимилиан Волошин («Жизнь – бесконечное познанье, возьми свой посох и иди»), Александр Грин («До конца дней моих я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения») и, конечно же, Константин Паустовский, муза дальних странствий, которого «не одно поколение позвала в путь».
«Странничество – очень характерное русское явление, в такой степени незнакомое Западу», – писал Николай Бердяев.
«Странник ходит по необъятной русской земле, никогда не оседает и ни к чему не прикрепляется. Странник ищет правды, ищет Царства Божьего, он устремлен вдаль. Странник не имеет на земле своего пребывающего града, он устремлен к Граду Грядущему».
В музее экспонируются старинные карты, морские лоции, корабельные линзы, винты, якоря, бутылки, поднятые со дна моря, как символ морских путешествий.
«Есть во мне дух флибустьеров, поэтов, безвестных бродяг», – писал Константин Георгиевич в письме Е.С. Загорской из Смоленска в Москву от 4 ноября 1915 года.
В экспозиции – живописные и графические произведения феодосийских, киевских и московских художников: А. Браславского, Е. Нагаевской, Н. Шорина, В. Солощенко, А. Худченко, В. Киркевича, Е. Садовского, Б. и Н. Николиных, Ю. Куликова, В. Астафьева, М. Индыка, И. Брагина и др.
Тема «странствий» звучит во всех разделах экспозиции музея. Особое место в скитаниях Паустовского занимает Крым, «где хотелось остановить время, чтобы не терять ощущение молодости». На крымской земле создано более половины произведений писателя. Судьба тесно связала Паустовского с юго-восточным Крымом. Под впечатлением Киммерии написаны отдельные главы повести «Черное море», рассказы «Потерянный день», «Умолкнувший звук», «Робкое сердце», «Синева», «Встреча».
Бесконечно дорога стала для Паустовского киммерийская земля.
Это была особая замкнутая страна, непохожая на все остальные части Крыма. Страна сухих пепельных гор, полей, пылавших красными венчиками мака, густой морской сини и безмолвия («Синева»).
В экспозицию музея привлечены многие ассоциативные элементы, вводящие нас в эпоху 40-х – 50-х годов, мемориальные вещи, фрагменты жилого интерьера крымского дома.
Мемориальная комната представляет собой условный типологический интерьер трех домов, где жил К.Паустовский в Коктебеле и Старом Крыму в конце 40-х – начале 50-х годов.
Представленные предметы быта, мебель, произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства вводят в атмосферу крымской жизни середины ХХ века.
Значительное место в экспозиции занимает тема «К. Паустовский и А. Грин». Именно благодаря своему кумиру, Александру Грину, Константин Паустовский впервые приехал в Старый Крым в 1934 году, затем вновь возвращался сюда в разные годы.
Под впечатлениями Старого Крыма в 1934 - 1935 гг. Паустовский написал главу «Горная роса», новеллу «Сказочник», повести «Черное море» («Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов…»). В 1938 году в Старом Крыму Константин Георгиевич работал над версткой книги «Повести и рассказы». В 1939 году писателем написана большая статья «Жизнь Александра Грина».
«…Мне страшно хотелось сказать ему, – вспоминает Паустовский в «Книге скитаний», – как он украсил мою жизнь крылатым своим воображением, какие волшебные страны цвели, никогда не отцветая в его рассказах».
В экспозиции представлены книги А.С.Грина с предисловием Паустовского, письма (переписка писателя с вдовой А. Грина Ниной Николаевной Грин), сундук моряка конца XIX века из личной коллекции Нины Грин, живописная работа В. Солощенко «Капитан Дюк» и др.
Красота Крыма вдохновляла и восхищала Паустовского всю жизнь. Он вновь и вновь обращался к крымской теме.
Незадолго до смерти Константин Георгиевич диктовал весной 1968 года: «Летучая гряда облаков стояла над Крымом, и непонятно почему этот вечер показался мне значительным. Теплоход гремел на рейде…В каждой малости была заключена великая глубина».
Умение видеть красоту и глубину в каждой малости было свойственно Паустовскому. Этому видению и знанию он учил многие поколения людей.

Надежда Садовская,
заслуженный работник культуры АРК.

Просмотров: 663 | Добавил: kirovec | Рейтинг: 0.0/0